Множественные современности ортодоксального еврейства Санкт-Петербурга
Островская Е. А.
Доктор социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры теории и истории социологии, Санкт-Петербург, Россия (e.ostrovskaya@spbu.ru) e.ostrovskaya@spbu.ru
Островская Е. А. Множественные современности ортодоксального еврейства Санкт-Петербурга // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 93-102
Статья посвящена анализу результатов полевого изучения множественной современности питерского религиозного еврейства. В фокусе внимания биографические нарративы респондентов, принадлежащих к модерн-ортодокс и респондентов-хабадников любавчского направления. Эти два кейса отражают принципиально различные культурные программы современности. Сообщество модерн-ортодоксов представляет уникальный и вместе с тем современный феномен «воображаемого сообщества», обозначенного нами в исследовании как “коммунитас ПЕУ–НЕШ”. Это воображаемое сообщество образовано людьми, прошедшими обучение в 1990-е гг. в Петербургском eврейском университете (ПЕУ), и имевшими опыт работы в организации «Педагогический клуб Новая еврейская школа» (НЕШ) под руководством Ханы Ротман. Совместное обучение, а для некоторых и последующая работа в НЕШ оказались ключевыми событиями, определившими их биографии, идентичности, социальные и политические установки. В большинстве своем, руководимые идеями религиозного сионизма, они уехали в Израиль. Однако, проживая в Израиле, они не включаются в израильский социокультурный контекст, а воспроизводят транслокальную модель идентичности. Специфику их идентичности составляет комбинация ценностей советского культурного наследия и постулатов ортодоксального еврейства. Второе обследованное сообщество демонстрирует комбинацию культурного наследия советских хасидов Любавичской традиции и вестернизированной современности Хабадского движения в том виде, как оно популяризируется в российском социокультурном контексте посланниками Хабада из США и Израиля. Специфической чертой санкт-петербургского хабада выступает жесткое противопоставление себя не-евреям, аутсайдерам, стремление к монополизации религиозного пространства и разнородность локальных хабадских сообществ. И новые поколения питерских хабадников, и старшее поколение прямых последователей Хасидизма Любавичской традиции обнаруживают равнодушное отношение к идеям религиозного сионизма. Принципиальная новизна их проекта современности состоит в политической ориентации на идеологию транснациональной хабадской сети.
Turner V. W. (1969) The Ritual Process: Structure and Anti-structure. Chicago: Aldine Publishing.
Eisenstadt S. N. (2000) Multiple modernities. Daedalus. Vol. 129. No. 1: 1–29.
Eisenstadt S. N. (2003) Comparative Civilizations and Multiple Modernities. Vol. I, Leiden, Boston: Brill Academic Pub.
Heilman S., Friedman M. (2010) The Rebe. The Life Afterlife of Menachem Mendel Schneerson. Princeton, Oxford: Princeton University Press.
Schütze F. (2008) Biography Analysis on the Empirical Base of Autobiographical Narratives: How to Analyse Autobiographical Narrative Interviews. Part II, INVITE Biographical Counselling in Rehabilitative Vocational Training. Further Educational Curriculum. EU Leonardoda Vinci Programme. URL: http: www.biographicalcounselling.com/download/B2.2.pdf. (accessed 28.11.16)
Wengraf T. (2001) Qualitative Research Interviewing Biographic Narrative and Semi-Structured Methods. London: Sage Publications LTD.