Об основных векторах развития метода интервью

Об основных векторах развития метода интервью


Веселкова Н. В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия vesselkova@yandex.ru

Вандышев М. Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия m.n.vandyshev@urfu.ru

Прямикова Е. В.

Доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и политологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия Pryamikova@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 6724


Ссылка при цитировании:

Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В. Об основных векторах развития метода интервью // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44-56



Аннотация

В статье рассматривается развитие метода интервью в последние два десятилетия. Опираясь на знаковые публикации, выделяются три основных вектора. Первый связан с техниками интервьюирования, включая способы расспрашивания и использования стимулирующих средств (автопортрет, карта отношений, временная линия, календарь истории жизни, метод памятных книжек). Второй соотносится с распределением контроля между исследователем и изучаемыми людьми, включая такие аспекты, как инициативы, контроль, плановость. Третий, набирающий популярность, относится к форматам интервью как целостности (онлайновые и мобильные интервью). Показаны взаимосвязи выделенных векторов развития интервью и существующие проблемные зоны. Предложена типология интервью-экскурсий, в рамках которой анализируется авторский вариант go-along интервью.


Ключевые слова
интервью; скайп-интервью; мобильные методы; go-along; интервью-экскурсия; маршрут интервью


Список литературы

Веселкова Н. В., Прямикова Е. В., Вандышев М. Н. Места памяти в молодых городах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.

Глазков К., Стрельникова А. Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии // Интер. 2015. № 10. С. 79–90.

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

Колозариди П. В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 96–127.

Колозариди П. В. Проблема способа проведения качественных интервью: скайп, онлайн, лицом к лицу // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова. М.: Изд-во МИК, 2016. С. 417–430.

Орлова Г. Со-авторизация, но не соавторство: приключения транскрипта в цифровую эпоху // ШАГИ. 2016. 2(1). С. 200–223.

Социальная работа как профессия: Учеб пособие / Под общ. ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 1996.

Стрельникова А. Метод биографической прогулки: интервью в пространственном измерении // Современная социология – современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А. О. Крыштановского / Под науч. ред.: А. Б. Гофман, Г. В. Градосельская, И. Ф. Девятко и др. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 665–672.

Урри Д. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. М.: Высшая школа экономики, 2012.

Щютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью [1983] / Пер. с нем. Е. Ю. Мещеркиной // Безрогов Б., Кошелева О., Мещеркина Е., Нуркова В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 142–147.

Anderson J. Talking whilst walking: a geographical archaeology of knowledge // Area. 2004. 36(3): 254–261.

Atkinson P., Silverman D. Kundera’s Immortality: The Interview Society and the Invention of the Self // Qualitative Inquiry. 1997. 3(3): 304–325.

Bagnoli A. Beyond the standard interview: The use of graphic elicitation and arts-based methods // Qualitative research 2009. 9(5): 547–570.

Bartlett R. Modifying the Diary Interview Method to Research the Lives of People With Dementia // Qualitative Health Research. 2012. 22 (12): 1717–1726.

Barton K. C. Elicitation Techniques: Getting People to Talk About Ideas They Don’t Usually Talk About // Theory & Research in Social Education. 2015. 43(2): 179–205.

Bell E., Leonard P. Digital Organizational Storytelling on YouTube: Constructing Plausibility Through Network Protocols of Amateurism, Affinity, and Authenticity // Journal of Management Inquiry. 2016. DOI: 1056492616660765

Bell S. L., Phoenix C., Lovel, R., Wheeler B. W. Using GPS and geo‐narratives: a methodological approach for understanding and situating everyday green space encounters // Area. 2015. 47(1): 88–96.

Bellar W. Private practice: Using digital diaries and interviews to understand evangelical Christians’ choice and use of religious mobile applications // New Media & Society. 2017. 19(1): 111–125.

Bendiner-Viani G. Walking, Emotion, and Dwelling: Guided Tours in Prospect Heights, Brooklyn // Space and Culture. 2005. 8(4): 459–471.

Benny M., Hughes E. C. Of Sociology and the Interview: Editorial Preface // American Journal of Sociology. 1956. 62(2): 137–142.

Benney M., Hughes E. С. Of sociology and the interview // Sociological Methods: A sourcebook / Ed. by N. K. Denzin. Chicago: Aldine Publishing Company, 1970.

Benney M., Hughes E. С. Of sociology and the interview // Interviewing Four-Volume Set / Ed. by N. G. Fielding. 2003. Vol. 1.

Brinkmann S. Qualitative Interviewing. Oxford: Oxford University Press, 2013.

Brinkmann S. Unstructured and Semi-Structured Interviewing // The Oxford Handbook of Qualitative Research / Ed. by P.

Leavy P. Oxford: Oxford University Press, 2014.

Büscher M., Urry J. Mobile Methods and the Empirical // European Journal of Social Theory. 2009. 12(1): 99–116.

Büscher M., Urry J., Witchger K. (eds). Mobile Methods, New York: Routledge, 2011.

Campbell K., Smith C. M., Tuilty S., Cameron C., Treharne G. J. How Does Dog-Walking Influence Perceptions of Health and Wellbeing in Healthy Adults? A Qualitative Dog-Walk-Along Study // Anthrozoös. 2016. 29 (2): 181–192.

Carpiano R. M. Come take a walk with me: the “go-along” interview as a novel method for studying the implications of place for health and well-being // Health & Place. 2009. 15(1): 263–272.

Chrisinger B. A Mixed-Method Assessment of a New Supermarket in a Food Desert: Contributions to Everyday Life and Health // Journal of Urban Health: Bulletin of the New York Academy of Medicine. 2016. 93(3): 425–437.

Deakin H., Wakefield K. Skype interviewing: Reflections of two PhD researchers // Qualitative Research. 2014. 14(5): 603–616.

Denzin N. The Reflexive Interview and a Performative Social Science // Qualitative Research. 2001. 1(1): 23–46.

Edwards R., Holland J. What is qualitative interviewing? London etc.: Bloomsbury Academic, 2013.

Evans J., Jones Ph. The walking interview: Methodology, mobility and place // Applied Geography. 2011. 1(2): 849–858.

Fielding, N.G. (ed.) Interviewing II (four volume set). Thousand Oaks, CA: London and New Delhi: Sage, 2009.

Fink J. Walking the neighborhood, seeing the small details of community life: Reflections from a photography walking tour // Critical Social Policy. 2012. 32(1): 31–50.

Garcia C. M., Eisenberg M. E., Frerich E. A., Lechner K. E., Lust K. Conducting go-along interviews to understand context and promote health // Qualitative Health Research. 2012. 22(10): 1395–1403.

Ghekiere A., Van Cauwenberg J., de Geus B., Clarys P., Cardon G., Salmon J., et al. Critical Environmental Factors for Transportation Cycling in Children: A Qualitative Study Using Bike-Along Interviews. PLoS ONE. 2014. 9(9): e106696. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4175075/ (дата обращения: 1.11.2016).

Gibson B. E., Mistry B., Smith B., Karen K., Yoshida K. K., Abbott D., Lindsay S., Hamdani Y. The Integrated Use of Audio Diaries, Photography, and Interviews in Research with Disabled Young Men // International Journal of Qualitative Methods. 2013. 12: 382–402.

Hanna P. Using Internet technologies (such as Skype) as a research medium: a research note // Qualitative Research. 2012. 12(2): 239–242.

Harris D. A., Parisi D. Adapting life history calendars for qualitative research on welfare transitions // Field Methods. 2007. 19(1): 40–58.

Holton M., Riley M. Talking on the move: place-based interviewing with undergraduate students // AREA. 2014. 46(1): 59–65.

Jones H., Chatterjee K., Gray S. A biographical approach to studying individual change and continuity in walking and cycling over the life course // Journal of Transport & Health. 2014. 1(3): 182–189.

Kusenbach M. Street Phenomenology: The go-along as ethnographic research tool // Ethnography. 2003. 4(3): 455–485.

Kvale S. InterViews – An introduction to qualitative research interviewing. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996.

Kvale S. Dominance Through Interviews and Dialogues // Qualitative Inquiry. 2006. 12 (3): 480–500.

Kvale S., Brinkmann S. InterViews: Learning the Craft of Qualitative Research Interviewing. 2 ed., Los Angeles, London, New Delhi & Singapore: Sage Publications, 2009.

Kvale S., Brinkmann S. InterViews: Learning the Craft of Qualitative Research Interviewing. 3 ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2015.

Kwan M.-P., Ding G. Geo-Narrative: Extending geographic information systems for narrative analysis in qualitative and mixed-method research // The Professional Geographer. 2008. 60(4): 443–465.

Latham A. Research, performance, and doing human geography: some reflections on the diary-photograph, diary-interview method // Environment and Planning A. 2003. 35(11): 1993–2017.

Lo Iacono V., Symonds P., Brown D.H K. Skype as a Tool for Qualitative Research Interviews // Sociological Research Online. 2016. 21 (2), 12.

Mann S. The Research Interview: Reflective Practice and Reflexivity in Research. Houndmills, Basingstoke, Hampshire; New York: Palgrave Macmillan, 2016.

Meerwald A. M.L. Researcher / Researched: repositioning research paradigms // Higher Education Research & Development. 2013. 32(1): 43–55.

Merriman P. Rethinking mobile methods // Mobilities. 2011. 9(2): 167–187.

Merton R. K., Fiske M., Kendall P. L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures, New York: Free Press/ Macmillan, 1990 [1956].

Miaux S., Drouin L., Morency P., Paquin S., Gauvin L., Jacquemin C. Making the narrative walk-in-real-time methodology relevant for public health intervention: Towards an integrative approach // Health & place. 2010. 16(6): 1166–1173.

Murray L. Looking at and looking back: visualization in mobile research // Qualitative Research. 2009. 9(4): 469–488.

Nelson I. A. From Quantitative to Qualitative: Adapting the Life History Calendar Method // Field Methods. 2010. 22(4): 413–428.

Reed A. City of details: interpreting the personality of London // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2002. 8(1): 127–141.

Roer-Strier D., Sands R. G. Moving beyond the ‘official story’: when ‘others’ meet in a qualitative interview // Qualitative Research. 2015. 15 (2): 251–268.

Schorn A. The “Theme-centered Interview”. A Method to Decode Manifest and Latent Aspects of Subjective Realities // Forum: Qualitative Social Research. 2000. 1(2).

Seitz S. Pixilated partnerships, overcoming obstacles in qualitative interviews via Skype: a research note // Qualitative Research. 2016. 16(2): 229–235.

Shapka J. D., Domene J. F., Khan Sh., Yang L. M. Online versus in-person interviews with adolescents: An exploration of data equivalence // Computers in Human Behavior. 2016. 58: 361–367.

Sheller M. The new mobilities paradigm for a live sociology // Current Sociology. 2014. 62(6): 789–811.

Siles I. Web Technologies of the Self: The Arising of the ‘‘Blogger’’ Identity // Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. 17(4): 408–421.

Spowart L., Nairn K. (Re)performing emotions in diary-interviews // Qualitative Research. 2014. 14(3): 327–340.

Spradley J. P. The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1979.

Thomson R., Holland J. ‘Thanks for the memory’: Memory books as a methodological resource in biographical research // Qualitative Research. 2005. 5(2): 201–291.

Thomson R., Holland J. Memory Books as a methodological resource in biographical research // Handbook of Qualitative Research in Education / Edited by S. Delamont. London: Edward Elgar Publishing, 2012.

Warren S. Pluralising the walking interview: researching (im) mobilities with Muslim women // Social & Cultural Geography. 2016. Doi: 10.1080/14649365.2016.1228113.

Weinmann T., Thomas S., Brilmayer S., Heinrich S., Radon K. Testing Skype as an interview method in epidemiologic research: response and feasibility // International Journal of Public Health. 2012. 57(6): 959–961.

Zimmerman D. H., Wieder D. L. The diary-interview method // Urban Life. 1977. 5(4): 479–498.

Содержание номера № 6, 2017