Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”?

Труд преподавателя вуза:
творчество или “выживание”?


Шереги Ф. Э.

Кандидат философских наук, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга, Москва, Россия. f-sheregi@inbox.ru

Кириллов А. В.

Доктор исторических наук, профессор, декан факультета управления Российского государственного социального университета, Москва, Россия. a. v.kirillov@mail.ru

ID статьи на сайте журнала: 6937


Ссылка при цитировании:

Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87-98.
DOI 10.78 6 8 / S0132162517110101



Аннотация

В статье рассматриваются социально-экономические показатели успешности выпуска специалистов и отмечается, что на данный момент вузы не способствуют воспроизводству прогрессивной социально-профессиональной структуры. Используются данные общероссийского исследования, проведенного Центром социального прогнозирования и маркетинга в 2016 г. Отмечается низкий престиж профессии преподавателя как среди студентов, так и у профессорско-преподавательского состава, который генерируется за счет низкой оплаты труда и большой бюрократической работы. В итоге из-за нехватки средств преподаватель вынужден искать дополнительные источники дохода, у него возникает дефицит времени на самообразование и научные исследования. Обращается внимание на перспективы вузовского образования вследствие перехода на инновационное производство, даются рекомендации для успешного развития вузов.


Ключевые слова
образование; высшее образование; вуз; профессия; преподаватель; престиж; инновационное производство


Список литературы

Арефьев А. Л., Полихина Н. А., Барсуков А. А., Гурко Д. Д. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М.: Социоцентр, 2016.

Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Вып. 13. М.: Социоцентр, 2016.

Горшков М. К., Арефьев А. Л., Ключарев Г. А., Шереги Ф. Э. (ред.) Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сб. научн. тр. М.: Социоцентр, ИС РАН, 2016.

Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 2014.

Ключарев Г. А., Попов М. С., Савинков В. И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: ИС РАН, 2017.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д., Гончарова Г. С., Костюк В. Г., Попова Е. С., Чередниченко Г. А. М.: ЦСПиМ, 2015.

Осипов Г. В., Арефьев А. Л. (ред.) Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Вып. 2. М.: Социоцентр, 2014.

Осипов Г. В., Стриханов М. Н., Шереги Ф. Э. Взаимодействие науки и производства: Социологический анализ. М.: Социоцентр, ИСПИ РАН, 2014.

Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М., ЦСПиМ, 2014.

Шереги Ф. Э. Интеграция организаций российского сектора генерации знаний и высокотехнологичных компаний: изменения за период 2011–2015 гг. М.: ЦСПиМ, 2015.

Шереги Ф. Э., Арефьев А.Л (ред.) Методические вопросы оценки реализации проекта “5–100” по рейтингам университетов. М.: Социоцентр, 2014.

Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г). М.: ИС РАН, ЦСПиМ, 2015.

Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы.

Содержание номера № 11, 2017