Труд преподавателя вуза:
творчество или “выживание”?
Шереги Ф. Э.
Кандидат философских наук, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга, Москва, Россия. f-sheregi@inbox.ru
Кириллов А. В.
Доктор исторических наук, профессор, декан факультета управления Российского государственного социального университета, Москва, Россия. a. v.kirillov@mail.ru
Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87-98.
DOI 10.78 6 8 / S0132162517110101
В статье рассматриваются социально-экономические показатели успешности выпуска специалистов и отмечается, что на данный момент вузы не способствуют воспроизводству прогрессивной социально-профессиональной структуры. Используются данные общероссийского исследования, проведенного Центром социального прогнозирования и маркетинга в 2016 г. Отмечается низкий престиж профессии преподавателя как среди студентов, так и у профессорско-преподавательского состава, который генерируется за счет низкой оплаты труда и большой бюрократической работы. В итоге из-за нехватки средств преподаватель вынужден искать дополнительные источники дохода, у него возникает дефицит времени на самообразование и научные исследования. Обращается внимание на перспективы вузовского образования вследствие перехода на инновационное производство, даются рекомендации для успешного развития вузов.
Арефьев А. Л., Полихина Н. А., Барсуков А. А., Гурко Д. Д. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. М.: Социоцентр, 2016.
Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Вып. 13. М.: Социоцентр, 2016.
Горшков М. К., Арефьев А. Л., Ключарев Г. А., Шереги Ф. Э. (ред.) Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сб. научн. тр. М.: Социоцентр, ИС РАН, 2016.
Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 2014.
Ключарев Г. А., Попов М. С., Савинков В. И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: ИС РАН, 2017.
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д., Гончарова Г. С., Костюк В. Г., Попова Е. С., Чередниченко Г. А. М.: ЦСПиМ, 2015.
Осипов Г. В., Арефьев А. Л. (ред.) Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Вып. 2. М.: Социоцентр, 2014.
Осипов Г. В., Стриханов М. Н., Шереги Ф. Э. Взаимодействие науки и производства: Социологический анализ. М.: Социоцентр, ИСПИ РАН, 2014.
Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М., ЦСПиМ, 2014.
Шереги Ф. Э. Интеграция организаций российского сектора генерации знаний и высокотехнологичных компаний: изменения за период 2011–2015 гг. М.: ЦСПиМ, 2015.
Шереги Ф. Э., Арефьев А.Л (ред.) Методические вопросы оценки реализации проекта “5–100” по рейтингам университетов. М.: Социоцентр, 2014.
Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Ключарев Г. А., Тюрина И. О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 г. и оценка тенденций до 2030 г). М.: ИС РАН, ЦСПиМ, 2015.
Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы.