Антропосоциокультурный эволюционизм - метатеоретический принцип изучения сообществ людей
Лапин Н. И.
Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник, руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, Москва, Россия lapini31@mail.ru
Лапин Н. И. Антропосоциокультурный эволюционизм - метатеоретический принцип изучения сообществ людей // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 3-14.
DOI 10.7868/S0132162518030017
Метатеоретизирование в науках об обществе, полагает автор, это принципы изучения человеческих сообществ как объектов, образующих относительно новую, третью форму бытия эволюционирующего универсума – его антропосоциокультурное бытие. Обоснован принцип антропосоциетального эволюционизма (АСК-эволюционизм) как конкретизация универсального эволюционизма (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин). Предложены универсалии и новые основания типологии человеческих сообществ. Принцип АСК-эволюционизма использован для диагностики российского общества как целого; выдвинута гипотеза о его рубежном состоянии: оно оказалось в новой области бифуркаций, когда возможны как обострение социально несправедливых результатов транзита, особенно в приграничных регионах с их клановостью и архаикой, так и становление новых качеств, механизмов. Эволюционный характер необходимого саморазвития можно обеспечить через координированное взаимодействие процессов изменений «сверху и снизу». Целесообразны начальные шаги такого саморазвития: 1) утверждение федеральной целевой программы переподготовки госслужащих федеральных и региональных органов: «Взаимодействие кадров центра и регионов решает все!»; 2) многоуровневая инновационная система, начиная с первичных ее уровней – муниципальных и региональных инновационных систем; 3) формирование сильного социального государства как субъекта саморазвития общества и регионов; 4) легитимация независимых мониторингов, осуществляющих гражданскую экспертизу взаимодействия социокультурной активности населения и служащих органов управления в регионах.
Аршинов В. И. На пути к наблюдателю эволюции сложности // Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В. С. Степина / Под ред. В. И. Аршинова, И. Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2014. С. 423–443.
Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Сост. и отв. ред. Н. И. Лапин. М., 2016.
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2004.
Бегельсдайк Ш., Маселанд Р. Культура в экономической науке. М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара, 2016.
Бек У. 2000. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1989.
Горшков М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011.
Горшков М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 5–13.
Здравомыслов А. Г. Талкотт Парсонс: структура действия и социальная система // Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. С. 191–207.
Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. 2-е изд. СПб., 2003.
Классен Х. Дж.М. Эволюционизм в развитии // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Т. IX. Теория культуры и жизненный мир человека / Под ред. Ю. М. Резника. М.: Институт философии РАН, 1989. С. 37–52.
Кравченко С. А. Становление сложного социума: к обоснованию гуманистической теории сложности. М., 2012.
Кравченко С. А. «Нормальная аномия» в России и современном мире. М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2017.
Лапин Н. И. Антропосоциетальный подход: методологические основания, социологические измерения // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 17–29.
Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Новые идеи в социологии / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 214–239.
Лапин Н. И. Спонтанность модернизации в регионах России и конституционные принципы ее регулирования // Власть. 2017. № 3. С. 25–33.
Моисеев Н. Н. Тектология Богданова: современные перспективы // Философия не кончается / Под ред. В. А. Лекторского. Кн. 1. М., 1998. С. 307–314.
Моисеев Н. Н. Слово об учителе // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды / Сост. Г. П. Аксенов. М.: Современник, 1993. С. 9–13.
Морен Э. Метод. Природа Природы. М.: Канон+, 2013.
Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
Российское общество и вызовы времени. Книги 1–5. М.: Весь мир, 2015, 2016, 2017.
Сорокин П. А. Личность, общество и культура как неразрывная триада // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Степин В. С. отвечает на вопросы И. Т. Касавина. Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В. С. Степина / Под ред. В. И. Аршинова, И. Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2014. С. 23–74.
Тихонов А. В. Социология управления. 2-е изд. М.: Канон+, 2007. С. 61–67.
Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Юнити-Дана, 2008.
Тощенко Ж. Т. Кентавр-проблема (Опыт философского и социологического анализа). М.: Новый хронограф, 2011.
Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. М.: ЦСП и М, 2015.
Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.
Уайт Л. А. Энергия и эволюция культуры. 1949 // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Т. IX. Теория культуры и жизненный мир человека / Под ред. Ю. М. Резника. М.: Институт философии РАН, 2017.
Харрисон Л., Хантингтон С. (отв. ред.) Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Московская школа политических исследований, 2002.
Штомпка П. Социальное становление: сущность исторических изменений // Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 268–294.
Шубкин В. Н. Насилие и свобода. Социологические очерки. М., 1996.
Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2006.
Яницкий О. Н. Социология риска. М.: LVS, 2003
Beck U. World as Risk. Cambridge: Polity Press, 2010.
Sahlins M. D., Service E. R. (eds). Evolution and culturе. Ann Arbor, 1960.