Кинопроизводство в постсоветской России:
семь факторов инвестиционного риска
Жабский М. И.
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Академии медиаиндустрии, Москва, Россия. m.zhabsky@gmail.com
Жабский М. И. Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 127-137.
DOI 10.7868/S0132162518040141
Кинопроизводство постсоветской России – территория серьёзного инвестиционного риска, отпугивающего частный бизнес. Существенную роль в детерминации риска играют социальные факторы. В результате постсоветской реструктуризации киноаудитории подавляющее большинство россиян оказалось вне социальной орбиты кинематографа. Всё ещё поддерживающий кино рублем потенциальный зритель чрезвычайно инертен. Уровень его доверия к качеству российских фильмов низкий. Формируется и воспроизводится аудитория большей частью под диктовку Голливуда, что через цепь опосредствований приводит к его натурализации в содержании и эстетике российских фильмов. Вследствие дороговизны кинобилетов, конкуренции Интернета и других способов продвижения фильмов к зрителю рейтинг кинотеатра падает. В этих условиях производство национальных фильмов является сверхрискованным бизнесом. Связанные с ним финансовые затраты вынуждено брать на себя государство. На рынке они не окупаются, а социокультурная отдача кино запросов общества не удовлетворяет. Кинопроцесс, инициированный производством российских фильмов, пребывает в состоянии глубокой социальной и культурной травмы. Исправить положение способен переход от инерционного к инновационному сценарию функционирования российского кинопроизводства и его государственной поддержки.
Жабский М.И. Вам нужно российское кино? // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 69–74.
Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005 гг.). М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009.
Российская киноиндустрия – 2016: Цифры. Аналитическое исследование. М.: Фонд кино и информационное агентство InterMedia, 2017.
Тощенко Ж.Т. Травма как деформация эволюционного и революционного развития общества (опыт социологического теоретизирования) // Социологические исследования. 2017. № 4. С. 17–25.
Mattelart A. European film policy and the response to Hollywood // Hill J., Gibson P.C. (eds.) The Oxford Guide to Film Studies. Oxford, UK: Oxford University Press, 1998. P. 478–485.
Prokop D. Soziologie des Films. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1982.