Коммуникативная память:
опыт изучения семейных историй (по материалам социологического практикума в вузе)
Широкалова Г. С.
Доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, зав. кафедрой Нижегородской сельскохозяйственной академии, Нижний Новгород, Россия shirokalova@list.ru
Широкалова Г. С. Коммуникативная память: опыт изучения семейных историй (по материалам социологического практикума в вузе) // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 145-153.
DOI 10.7868/S0132162518050136
Статья посвящена изучению информационного поля, формирующего коммуникативную историческую память студенчества. Ее содержание сформировано на основе изучения полученных от студентов описаний историй их семей по рассказам родителей и иных близких родственников, живших в изучаемую эпоху. Эмоциональное отношение к прошлому выступает фактором формирования ценностных ориентаций и выбора молодежью собственной жизненной стратегии. «Прошлое в настоящем», зафиксированное методом «история жизни» (life story), дает представление об эпохе трансформации повседневного опыта «простых советских семей» в условиях краха привычных устоев практически во всех сферах жизни в России в 1990-х гг. Особенностью исследования является то, что изменения институциональной среды анализируются не исследователем, а самими информантами. Поэтому данные воспоминания как исторический источник ценны не столько фактологией, сколько фиксацией социально-психологического отношения социальных групп, к которым принадлежит значительная часть россиян, к первым годам постсоветской эпохи. Такого рода знание является условием прогнозирования поведения новых поколений в критических ситуациях.
Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). М., 1991.
Попова И. В. К вопросу о судьбе и пользе эмпирической социологии в России // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 2. С. 97–115.