Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация

Современная медиасреда:
разнообразие и фрагментация


Назаров М. М.

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, Москва, Россия vy175867@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 7291


Ссылка при цитировании:

Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54-64.
DOI 10.31857/S013216250000762-1



Аннотация

На основе репрезентативных исследований зафиксировано, что рост разнообразия и фрагментация медиасреды вызывают, с одной стороны, распределение российской ТВ аудитории по большому числу малых каналов, а с другой - концентрацию аудитории вокруг ограниченного числа высокоохватных источников. Также имеет место пересечение аудиторий больших и малых каналов. Автором выделены несколько социокультурных трендов, связанных с ростом возможностей выбора медиа. Происходит демократизация информационной среды, рост возможностей выражения немейнстримных социально-политических и культурных образцов. Вместе с тем фрагментация отражает ситуацию информационного переполнения, что соотносится с упрощением контента и изменением механизмов его понимания. Расширение возможностей выбора медиа не всегда означает разнообразие медиапотребления. Важным фактором при этом является коммерческий императив, влияющий на содержание медиа. В более широком социальном плане фрагментация медиа отражает тренд дифференциации и усложнения современных обществ с присущими этому процессу противоречиями: социальным разобщением и фрагментацией публичной сферы, уходу общезначимых проблем на второй план общественного внимания; повышением роли цифровых алгоритмов и данных в процессе обеспечения адресности контента и сопряженные с этим минимизация сферы частного в ущерб повсеместной прозрачности.


Ключевые слова
фрагментация медиа; аудитория; цифровизация; трансформация медиаландшафта; телевидение; Интернет


Список литературы

Андерсон К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса. М.: Вершина, 2008.

Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

Канеман Д. Думай медленно ... Решай быстро. М.: ACT, 2016.

Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе информационного изобилия // Социологические исследования. 2017. №6. С. 3-12.

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ACT, 2003.

Мирошников Б.Н. Сетевой фактор. Интернет и общество. М.: Кучково поле, 2015.

Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Инфра М, НОРМА, 2000.

Телевидение глазами телезрителей / Ред. Полуэхтова И .А. М.: Аналит. центр Видео Интернешнл, 2012.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум, 1997.

Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2018.

Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003.

Anderson С. The Longer Long Tail .N.Y.: Random House Books, 2009.

Andrejevic M. Infoglut. How Too Much Information Is Changing the Way We Think and Know. N.Y.: Routledge, 2013.

Chandler D., Munday R. (eds). A Dictionary of Media and Communication (2nd ed.) Oxford: Oxford university press, 2011.

Couldry N. Media, Society, World: Social Theory and Digital Media Practice. Cambridge: Polity, 2012. P.95-97.

Hindman M. What is the online public sphere good for? // Turow J., Tsui L. (eds). The Hyperlinked Society Questioning. Michigan: The University of Michigan Press, 2008. P. 268-288.

Hindman D., Wiegand K. The Big Three's Prime-Time Decline: A Technological and Social Context. // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2008. No. 52:1. P. 119-135

Katz E. ANNALS, AAPSS, 625, September 2009. DOI: 10.1177/0002716209337796 LaRose R. The Problem of Media Habits // Communication Theory. 2010. No. 20. P. 194-222.

Poster M. The Second Media Age. Cambridge: Polity Press, 1995. The Nielsen Total Audience Report Q1 2017. URL: http://www.nielsen.com/us/en/insights/reports/2017/the- nielsen-total-audience-report-q1-2017.html (дата обращения: 29.01.2018).

Turow J. Niche Envy. Marketing Discrimination in the Digital Age. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2006.

Turow J. Breaking up America: Advertisers and the new media world. Chicago: University of Chicago Press, 1997.

Warncke C. Big Data strategies: Key themes from l-COM 2012. Event Reports. URL: http://www.warc.com/Content/ (дата обращения: 29.01.2018).

Webster J. Structuring the marketplace of attention / Turow J., Tsui L. (eds). The Hyperlinked Society Questioning. Michigan: The University of Michigan Press, 2008.

Содержание номера № 8, 2018