Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ)
Чередниченко Г. А.
Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия galcher2211@gmail.com
Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 91-101.
DOI 10.31857/S013216250000764-3
На материалах опроса выпускников вузов 2010–2015 гг. анализируются процессы их первого трудоустройства. Показано, что участие в трудовой деятельности еще в процессе обучения обеспечивает преимущества на рынке труда. Преобладающая часть выпускников получает работу и достаточно быстро ее находит, используя главным образом помощь ближайшего окружения, роль организаций остается незначительной. Как результат диспропорций между предложением и спросом на рынке труда, около трети выпускников устраивается на работу, не соответствующую полученной специальности; анализируются данные на этот счет по группам профессий. Характер взаимодействия запросов рынка труда, потребительского спроса на образование и ответа со стороны сферы образовательных услуг привели к тому, что более трети выпускников обретает статусы занятий, которые не требуют наличия подготовки, формально предоставляемой дипломом. Бакалавры, которые только начали в тот период выходить на рынок труда, в небольшой степени уступают специалистам и магистрам по ряду показателей трудоустройства.
Апокин А.Ю., Юдкевич М.М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. Т. 6. С. 98-110.
Гимпельсон В.Е. Капелюшников Р.И. (ред.) Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ,2007.
Гимпельсон В.Е. Капелюшников Р.И. Рощина С. (ред.) Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. М.: ВШЭ, 2007.
Демографический ежегодник России, 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.
Зубок Ю.Л., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. N2 5. С. 114-122.
Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. №11. С. 49-56.
Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Вып.12. М„ 2009.
Константиновский Д.Л., Попова Е. С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 37-48.
Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 102-109.
Нагимова А.М., Сафиуллина Ф.Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости // Социологические исследования. 2014. N2 4. С. 121-124.
Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014.
Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под общ. ред. Р.И. Капелюшникова, В. Е. Гимпельсона. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2011.
Рощин С.Ю. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. 2006. N2 30 (3). С. 134-151.
Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179.
Рудаков В.Н. Занятость студентов вузов и профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации // Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования". 2017. N2 43. С. 1-4
Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л.Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. д-ра фипос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017.
Янбарисова Д.М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. 2014. N2 1. С. 213-237.
Beerkens М., Модi E., Lill L. University Studies as a Side Job: Causes and Consequences of Massive Student Employment in Estonia // Higher Education. 2011. Vol. 61. No. 6. P. 679-692.
Robert P, Saar E. Learning and Working: The Impact of the 'Double Status Position' on the Labour Market Entry Process of Graduates in CEE Countries// European Sociological Review. 2012. Vol. 28. No. 6. P. 742-754.