Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е—1980-е гг.)

Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е—1980-е гг.)


Коломиец В. П.

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия vikkolomiets@yandex.ru

ID статьи на сайте журнала: 7386


Ссылка при цитировании:

Коломиец В. П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-е—1980-е гг.) // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 100-111.
DOI 10.31857/S013216250002162-1



Аннотация

Представлен обзор работ, идей и подходов, относящихся к истории отечественной социологии массовой коммуникации (СМИ, СМИП, журналистики) за 1960-е – 1980-е гг. Анализируются три выделенных направления: 1) формирование представлений о массовой коммуникации как социальном явлении (работы А. Н. Алексеева, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, Б. М. Фирсова и др. авторов); 2) становление социологии прессы и журналистики (развивалось журналистами вместе с социологами: Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Е. П. Прохоров, И. Д. Фомичева, Л. Н. Федотова, Л. Г. Свитич; 3) начало социологического изучения телевидения (Б. М. Фирсов). Историческая реконструкция осуществляется с позиций нынешнего времени. Показана значимость для исследований современной коммуникационной среды теоретических построений, которые закладывались пионерами социологии массовой коммуникации.


Ключевые слова
массовая коммуникация; массовая информация; социология массовой коммуникации; социология журналистики; социология прессы; социология телевидения; аудиторные исследования


Список литературы

Алексеев А. Н. К вопросу о предмете социологии печати // «Вестник Московского Университета». Серия «Журналистика». 1967. № 4. C. 15–24.

Алексеев А. Н. Метод Жака Кайзера. Из опыта исследования французской ежедневной прессы // Проблемы современной зарубежной печати Л.,1969. С. 16–28.

Алексеев А. Н. (ред.) Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970.Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Сб. «Социология культуры». Вып.1. М., 1974. С. 24–32.

Батыгин Г. С. (ред.) Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999.

Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972.

Верховская А. И. Социологические методы работы с редакционной почтой. М., 1984.

Вильчек В. М. Контуры. Наблюдение о природе телеискусства. Ташкент. 1967.

Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М., 1987.

Вильчек В. Послесловие. Воспоминания. Стихи. Статьи. М., 2007.

Волков В. И. Влияние телевидения на структуру и интенсивность культурной деятельности различных слоев населения // Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Сб. статей. Свердловск. 1975. С. 65–101.

Григорьева А. В., Живодеров В. Е. Изучаем нашу аудиторию. М., 1971.

Докторов Б. З. Борис Грушин. Это – надолго. К 10-летию со дня смерти Б. А. Грушина // Медиаальманах. 2017. № 4. С. 144–146.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

Дугин Е. Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982.

Зборовский Г.Е и др. Проблемы массовой коммуникации в буржуазной социологии // Философские науки. 1968. № 3. С. 34–39.

Иванов В. Н. К вопросу об изучении антисоветских пропагандистских кампаний // Социологические исследования. 1981. № 3. С. 22–28.

Иванов В. Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 18–23.

Коган Л. Н., Волков В. И. Телевидение и его аудитория как объект социологического исследования // Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973. С. 3–23.

Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.

Коломиец В. П., Разин П. В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. № 1. URL: http:/www.mediascope.ru/2415 (дата обращения: 12.02.2018).

Косяков В. М. Критика в прессе: опыт контент-анализа // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 93–97.

Коробейников B. C. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983.

«Литературная газета» и ее аудитория. М., 1978.

Массовая коммуникация в социалистическом обществе Л.: Наука, 1979.

Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.

Материалы второго советско-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград, 1979.

Материалы третьего советского-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград. 1980.

Общественное мнение и массовая коммуникация: Рабочее. совещание., Будапешт, 1971 / Сост. А. Секфю; пер.: И. Барт, Л. Белоцерковская. Будапешт: Науч. центр по исслед. Масс. коммуникац., 1972.

Пирамидин В. Читатель и газета. М., 1971.

Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сибирского социологического семинара / Ред. коллегия: А. Н Алексеев (отв. ред.) и др. Новосибирск: Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. Сибирское отделение Советской социологической ассоциации, 1970.

Прохоров Е. П. Социологическая служба редакции // Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.

Прохоров Е. П. (ред.) Социология журналистики. М., 1981.

Прохоров Е. П. Социология журналистики. Материалы к библиографии 1965–1990. М., 1992.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Проблемы эффективности университетской подготовки журналистских кадров (по итогам социологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». 1979. № 1,2,3.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Социологические методики изучения журналистов и журналистского образования. М.,2017.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа (Методологические основы и результаты конкретно-социологического исследования). М., 1979.

Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973.

Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971.

Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.

Фирсов Б. История советской социологии: 1950–1980-е годы. Очерки. СПб., 2012.

Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М.,1976.

Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать М.,1980.

Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2012. С. 168–181.

Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765– 2000) // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 4 (134). С. 99–115.

Содержание номера № 10, 2018