Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа
Воронцов А. В.
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия vorontsov.spb@yandex.ru
Головушкин Д. А.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия golovushkinda@mail.ru
Прилуцкий А. М.
Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия alpril@mail.ru
Воронцов А. В., Головушкин Д. А., Прилуцкий А. М. Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 122-129.
DOI 10.31857/S013216250002164-3
Изучение специфики современного религиозного и квази-религиозного мифа делает актуальными исследования конспирологической интерпретации убийства Николая II и его семьи в контексте мифологем ритуального убийства, что является целью данной статьи. На материале царебожнического дискурса авторы анализируют прагматику и семантику основных концептов, образующих миф о ритуальном убийстве и специфику его социальной прагматики, социо-семиотические особенности мифологемы о ритуальном убийстве. В связи с этим в статье раскрываются содержание и смысл мифологемы ритуального цареубийства Николая II, которая, будучи включенной в политическую повестку современной российской действительности, активно используется в качестве инструмента достижения пропагандистских или апологетических эффектов. Особое внимание уделено проблеме генезиса мифологемы ритуального цареубийства в семиосфере современного маргинального православия, у истоков которой стоит образ «убиенного мученика» царя Ивана Грозного и который служит своего рода критерием ее ортодоксальности. Приведенный в статье контент-анализ нарративов мифологемы ритуального цареубийства Николая II показал, что она является интегральным концептом «царебожничества» – направления в православной субкультуре, которому свойственна вера в особую святость царя Николая II («Царь-Искупитель»). В качестве источников использованы тексты ритуалосферы царебожнических общин и агиографический нарратив современного царебожнического мифа. Полученные результаты подтверждают, что расстрел Николая II интерпретируется в маргинальном православии как эсхатологическое убийство удерживающего пришествие антихриста в мир, что служит проводником «мрачного эсхатологизма», формирует / подпитывает дискурсы страха, которые приводят к радикализации части современных православных верующих.
Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990.
Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Т. 2. Сергиев Посад, 1898.
Каравашкин А. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI–XVII вв. // Россия XXI. 2006. № 4. С. 62–109.
Каравашкин А. В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский) // Россия XXI. 1998. № 11–12. С. 88–126.
Коцюбинский А. П., Коцюбинский Д. А. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: КоЛибри, 2014.
Лотман М. Ю., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 236–250.
Лукьяненко А. А. Мифологический и сакральный аспекты образа русского правителя: историософский анализ // Путь науки. 2014. Т. 2. № 9 (9). С. 10–14.
Мутья Н. Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2010.
Прилуцкий А. М.«Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.
Хасин В. В. Интеграция «ритуальных» мифологем в общественную ментальность и историческую память российского социума в XIX–XX веках // История и историческая память. 2010. № 1. С. 75–91.
Flavii Iosephus. Opera omnia: Ad optimorurum fidem accurate ed. Bellum Judaicum. Lib. V–VII. Contra Apionem. Tomus VII. Lipstae, 1850.