Российские вузы:
организационная специфика и выбор ориентиров развития
Попова Е. П.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории организаций департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия eppopova@hse.ru
Климова А. В.
Кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. aklimova@hse.ru
Попова Е. П., Климова А. В. Российские вузы: организационная специфика и выбор ориентиров развития // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 63-72.
DOI 10.31857/S013216250003170-0
В статье рассматривается выбор ориентиров развития вузов, обусловленный их организационной спецификой, особенностями деятельности и поставленными перед ними задачами. Организационная специфика вузов анализируется с точки зрения оптимальной структуры в контексте осуществления деятельности, предполагающей совмещение образовательной и исследовательской функций. Предложена типология моделей вузов, задающая ориентиры их развития с учетом типа заказчика и типа результирующего продукта: как бизнес-организации и как учреждения. Бизнес-организация, функционирующая в условиях динамичной среды (насыщенного рынка), ориентирована на клиента и подстраивает содержание деятельности под его запросы. Учреждение, являясь частью более крупной системы, ориентировано на цели государства – подготовку специалистов и развитие науки. Выбор модели развития вуза обусловливает различие не только в содержании деятельности, но и в критериях оценки ее эффективности и оптимальных характеристиках персонала. Доказывается, что российские вузы сегодня функционируют и выбирают ориентиры развития по модели бизнес-организации. Необходимость осуществлять, как минимум, два вида базовой деятельности: образовательной и научной (с преобладанием научной для НИУ) – делает невозможным функционирование вуза в статусе бизнес-организации.
Абанкина И.В., Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // ФОРСАЙТ. 2013. Т. 7. № 3. С. 48–63.
Земцов С.П., Еремкин В.А., Баринова В.А. Факторы востребованности ведущих вузов России. Обзор литературы и эконометрический анализ // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 201–233.
Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А. Ориентация выпускников на научно-исследовательскую деятельность // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 119–213.
Иванова Н.Л., Попова Е.П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. №1. С. 184–206.
Калмыков Н.Н., Сатырь Т.С. Российское высшее образование: взгляд экспертов // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 91–97.
Каримова А.Б. Латентные функции международных образовательных рейтингов // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 110–120.
Кем Б.М. Рейтинги университетов – воздействия и непредвиденные побочные эффекты // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 71–80.
Клячко Т.Л. Высшее образование: больше, лучше или дешевле // Демоскоп Weekly. 2016. 1–24 января. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0669/print.php (дата обращения: 29.02.2016).
Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 109–131.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2002.
Парсонс Т. О социальных системах. М.: Акдем. проект, 2002.
Попова Е.П. Проблема критериев организационного развития: выживание или эффективность // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 108–116.
Попова Е.П. Эффективность как критерий организационного развития университетов и заказчики образовательных услуг // Вопросы управления. 2012. № 4. С. 171–176.
Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003.
Пью Д., Хиксон Д. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. Хрестоматия. М.: Линк, 1994.
Соколов М.М. Миф об университетской стратегии. Экономические ниши и организационные карьеры российских вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 36–73.
Тайхлер У. Многообразие и диверсификация высшего образования: тенденции, вызовы и варианты политики // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 14–38.
Фрумин И.Д., Кузьминов Я.И., Семенов Д.С. Незавершенный переход: от госплану – к мастер-плану // Отечественные записки. 2013. № 4(55). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/nezavershennyyperehod-ot-gosplana---k-master-planu (дата обращения: 04.02.2016).
Щербина В.В., Попова Е.П. Организационное развитие: теория и практика. М.: Шк. изд. и медиа бизнеса, 2011.
Щербина В.В., Попова Е.П. Современные концепции структурных изменений в организации // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 98–109.
Kehm B.M. Universities as Specific and Incomplete Organizations? New Theories of ‘Universities as Organizations’. Presentation at the 4th International Conference «University Traditions: A Resource or A Burden?» Higher School of Economics, Moscow, 26 to 28 September, 2013.
Krücken G., Meier F. Turning the University into an Organizational Actor // Drori G., Meyer J., Hwang H. (eds.) World Society and the Expansion of Formal Organization. Oxford, UK: Oxford University Press, 2006. P. 241–257.
Musselin C. Are Universities Specific Organizations? // Krücken G., Kosmützky A., Torka M. (eds) Towards a Multiversity? Universities between Global Trends and National Traditions. Bielefeld: Transcript Verlag, 2006. P. 63–84.
Whitley R. Universities as Strategic Actors: Limitations and Variations // Engwall L., Weaire D. (eds) The University in the Market. London: Portland Press, 2008.