Профессиональное самочувствие учителей:
от энтузиазма до выгорания
Константиновский Д. Л.
Доктор социологических наук,главный научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского центра Российской академии наук, Москва, Россия scan21@mail.ru
Пинская М. А.
Кандидат педагогических наук,ведущий научный сотрудник, Центр социально-экономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. m-pinskaya@yandex.ru
Звягинцев Р. С.
аналитик, Центр социальноэкономического развития школы, Институт образования, НИУ ВШЭ, Москва, Россия. rzvyagincev@hse.ru
ID статьи на сайте журнала: 7651
Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14-25.
DOI 10.31857/S013216250004949-6
В статье приводятся результаты исследования профессионального самочувствия учителей российских школ. На основании факторного анализа полученных данных выявлено, что сообщество учителей можно представить как совокупность групп, каждой из которых свойственны определенные особенности профессионального самочувствия. Характеристики групп описывают сообщество с точки зрения отношения к труду. При этом обычно рассматриваемые характеристики, такие, как возраст, пол, объем заработной платы и учебная нагрузка, оказались незначимыми. Анализ показал, что деформация профессиональной позиции связана с внешними факторами стресса: социальным контекстом, в котором работает школа, характеристиками территории, контингентом учащихся, высокой нагрузкой, не связанной с преподаванием, а также низкой вовлеченностью в принятие административных решений. В работе используются данные обследования Мониторинга экономики образования за 2015–2016 уч. год, дополненного целевым блоком. Приведены результаты психометрического анализа целевого блока в рамках классической теории тестирования, которые позволяют сделать заключение об отчуждаемости методики и в дальнейшем использовать разработанный инструмент как самостоятельный.
Ленская Е., Пинская М. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Lenskaya E., Pinskaya M. (2015) Russian Teachers in the Mirror of Teaching and Learning International Survey (TALIS 2013). Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki. (In Russ.)]
Логинов Д.М., Токарева Г.С., Авраамова Е.М., Клячко Т.Л. Эффективность школьного образования: позиция учителей. РАНХиГС. М.: Изд. дом «Дело», 2017. [Loginov D.M., Tokareva G.S., Avraamova E.M., Klyachko T.L. (2017) Efficiency of School Education: the Position of Teachers. RANEPA. Moscow: Izd. dom «Delo». (In Russ.)].
Пинская М.А., Евстигнеева Н.В., Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С. Как меняются условия работы и профессиональное самочувствие учителей? М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. [Pinskaya M.A., Evstigneeva N.V., Bysik N.V., Kosaretsky S.G., Zvyagincev R.S. (2017) How Do the Conditions of Work and the Professional Wellbeing of Teachers Change? Moscow: Natsional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». (In Russ.)].
Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. M.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. [Sobkin V.S., Adamchuk D.V. (2016) Modern Teacher: Life and Professional Orientation. Moscow: FGBNU «IUO RAO». (In Russ.)].
Agasisti T., Avvisati F., Borgonovi F., Longobardi S. (2018) Academic Resilience: What Schools and Countries Do to Help Disadvantaged Students Succeed in PISA. OECD Education Working Papers. No. 167. DOI: 10.1787/e22490ac-en.
Boyle G.J., Borg M.G., Falzon J.M., Baglioni A.J. (1995) A Structural Model of the Dimensions of Teacher Stress. The British Journal of Educational Psychology. Vol. 65(1): 49–67.
Brouwers A., Tomic W. (2000) A Longitudinal Study of Teacher Burnout and Perceived Self-efficacy in Classroom Management. Teaching and Teacher Education. Vol. 16(2): 239–253. DOI: 10.1016/ S0742-051X(99)00057-8.
Bullough R.V., Baughman K. (1996) Narrative Reasoning and Teacher Development: A Longitudinal Study. Curriculum Inquiry. Vol. 26(4): 385-415. DOI: 10.2307/1180195.
Cherniss C. (1992) Long-term Consequences of Burnout: An Exploratory Study. Journal of Organizational Behavior. Vol. 13(1): 1–11. DOI: 10.1002/job.4030130102.
Collie R.J., Shapka J.D., Perry N.E. (2012) School Climate and Social-emotional Learning: Predicting Teacher Stress, Job Satisfaction, and Teaching Efficacy. Journal of Educational Psychology. Vol. 104(4): 1189–1204. DOI: 10.1037/a0029356.
Day C., Gu Q. (2014) Resilient Teachers, Resilient Schools. London: Routledge. DOI: 10.4324/9780203578490.
Dworkin A.G. (2009) Teacher Burnout and Teacher Resilience: Assessing the Impacts of the School Accountability Movement. In: International Handbook of Research on Teachers and Teaching. Ed. by L.J. Saha, A.G. Dworkin. Boston, MA: Springer US: 491–502. DOI: 10.1007/978-0-387-73317-3_32.
Dworkin A.G., Saha L.J., Hill A.N. (2003) Teacher Burnout and Perceptions of a Democratic School Environment. International Education Journal. Vol. 4(2): 108–120.
Erberber E., Stephens M., Mamedova S., Ferguson S., Kroeger T. (2015) Socioeconomically Disadvantaged Students Who Are Academically Successful: Examining Academic Resilience Cross-nationally. IEA’s Policy Brief Series. No. 5. Amsterdam, IEA.
Gorsuch R.L. (2003) Factor Analysis. In: Handbook of Psychology: Research Methods in Psychology. Ed. by J.A. Schinka, W.F. Velicer. Hoboken, US: John Wiley & Sons Inc.: 143–164.
Henderson N., Milstein M. (2003) Resiliency in Schools: Making It Happen for Students and Educators. Corwin Press.
Klassen R.M., Bong M., Usher E.L., Chong W.H., Huan V.S., Wong I.Y.F., Georgiou T. (2009) Exploring the Validity of a Teachers’ Self-efficacy Scale in Five Countries. Contemporary Educational Psychology. Vol. 34(1): 67–76. DOI: 10.1016/J.CEDPSYCH.2008.08.001.
Klassen R., Tze V.M.C. (2014) Teachers’ Self-efficacy, Personality, and Teaching Effectiveness: A Metaanalysis. Educational Research Review. Vol. 12: 59–76. DOI: 10.1016/j.edurev.2014.06.001.
Klusmann U., Kunter M., Trautwein U., Lüdtke O., Baumert J. (2008) Teachers’ Occupational Well-being and Quality of Instruction: The Important Role of Self-regulatory Patterns. Journal of Educational Psychology. Vol. 100(3): 702–715. DOI: 10.1037/0022-0663.100.3.702.
Ko J., Sammons P., Bakkum L. (2013) Effective Teaching: a Review of Research and Evidence. Reading, UK: CfBT Education Trust.
LeCompte M.D., Dworkin A.G. (1991) Giving up on School : Student Dropouts and Teacher Burnouts. Corwin Press.
Maslach C., Jackson S., Leiter M. (1997) The Maslach Burnout Inventory Manual. In: Evaluating Stress: A Book of Resources. Ed. by C.P. Zalaquett, R.J. Wood. New York, US: The Scarecrow Press: 191–218.
Matheny K.B., Gfroerer C.A., Harris K. (2000) Work Stress, Burnout, and Coping at the Turn of the Century: An Adlerian Perspective. Journal of Individual Psychology. Vol. 56(1): 74–87.
McKenzie P., Santiago P., Sliwka A., Hase H. (2005) Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers. Paris: OECD.
Mourshed M., Chijioke C., Barber M. (2011) How the Worlds Most Improved School Systems Keep Getting Better. Educational Studies Moscow. Vol. 2: 5–122. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-2-5-122.
Price H.E., Moolenaar N.M. (2015) Principal-teacher Relationships: Foregrounding the International Importance of Principals’ Social Relationships for School Learning Climates. Journal of Educational Administration. Vik. 53(1): 1–11. DOI: 10.1108/JEA-11-2014-0134.
Troman G., Woods P. (2001) Primary Teachers’ Stress. London: Routledge/Falmer.
Wood T., McCarthy. C. (2002) Understanding and Preventing Teacher Burnout. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Teaching and Teacher Education.