Социология высшего образования в структуре отраслевого социологического знания: проблема конституирования

Социология высшего образования в структуре отраслевого социологического знания:
проблема конституирования


Зборовский Г. Е.

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия. garoldzborovsky@gmail.com

Амбарова П. А.

Доктор социологических наук, профессор Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250004968-7
ID статьи на сайте журнала: 7663


Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-00158.


Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования в структуре отраслевого социологического знания: проблема конституирования // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 139-149.
DOI 10.31857/S013216250004968-7



Аннотация

Рассматривается проблема конституирования социологии высшего образования как отрасли социологического знания. Характеризуя ее особенности, авторы дают трактовку объекта и предмета социологии высшего образования, показывают их связь с объектно-предметным полем социологической науки в целом. Конституирование социологии высшей школы показывается в рамках общего процесса отраслевой дифференциации социологического знания как одной из основных тенденций его развития. Значительное внимание уделяется анализу места специальных социологических теорий в структуре отраслевой социологии, подчеркивается их соотношение с отраслевым знанием. Среди специальных социологических теорий высшего образования авторы выделяют и характеризуют предложенную ими теорию нелинейного высшего образования.


Ключевые слова
социология высшего образования; отрасль социологии; специальная социологическая теория; теория нелинейного высшего образования


Список литературы

Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47.

Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017.

Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Дидковская Я.В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 152–170.

Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 4. С. 1157–1166.

Ключарев Г.А., Шереги Ф.Э. Непрерывное образование и формирование инновационного процесса в России // Социология образования. 2013. № 12. С. 4–20.

Леньков Р.В. Теория социального управления в высшей школе. М.: ИНФРА-М, 2016.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ Хранитель, 2006.

Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. М.: Институт социологии образования РАО, 2007.

Соколов М.М. Миф об университетской стратегии. Экономические ниши и организационные карьеры российских вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 36–73.

Стегний В.Н. Студенческое самоуправление глазами студентов // Власть. 2016. Т. 24. № 4. С. 169–175.

Токарева С.Б., Голубь О.В., Горина Т.С., Калашникова Н.А. Институциональное доверие в высшей школе и качество образования. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2015. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018.

Шаронова С.А. Национальная модель российского университета в эпоху академического капитализма // Национальные системы образования: под воздействием глобализации и неолибералиизации. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 8–25.

Шереги Ф.Э., Константиновский Д.Л., Арефьев А.Л. Взаимодействие российских вузов с международными фондами и организациями. М.: ЦСП, 2006.

Шуклина Е.А., Певная М.В. Предприятия и вузы региона: формы сетевых взаимодействий в оценках экспертов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 3. С. 86–99.

Routledge Handbook of the Sociology of Higher Education / Ed. by J.E. Cote, A. Furlong. London: Routledge, 2016.

Sociology of Higher Education: Contributions and Their Contexts / Ed. by P.J. Gumport. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2007.

The Sociology of Higher Education. Reproduction, Transformation and Change in a Global Era / Ed. by M. David, R. Naidoo. London: Routledge, 2013.

Содержание номера № 5, 2019