Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования
Чередниченко Г. А.
Доктор социологических наук,главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия galcher2211@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 7736
Чередниченко Г. А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 67-77.
DOI 10.31857/S013216250005794-6
На материалах опроса Росстата РФ в 2016 г. выпускников среднего профессионального образования (СПО) 2010–2015 гг. анализируются процессы их первого трудоустройства и положение на рынке труда раздельно по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. Показано, что у первой группы чаще отмечается участие в трудовой деятельности еще в процессе обучения, что обеспечивает преимущества при трудоустройстве. Преобладающая часть выпускников получает работу и достаточно быстро ее находит, используя главным образом помощь ближайшего окружения, а роль организаций остается очень незначительной. Около двух пятых выпускников устраивается на работу, не соответствующую полученной специальности, а значительная часть, особенно среди специалистов среднего звена, обретает статусы занятий, не требующие наличия подготовки, формально предоставляемой дипломом, что свидетельствует о диспропорции между структурой предложения со стороны подготовки в СПО и структурой спроса на рынке труда. Характеризуются уровни занятости и безработицы, возрастной состав безработных, средние зарплаты по группам специалистов среднего звена и квалифицированным рабочим/служащим. Обнаруживаются особенности в оценке рынком труда человеческого капитала выпускников СПО.
Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91.
Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2017. № 6(105).
Анализ взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей высокотехнологичных секторов экономики // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2018. № 2(122).
Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития. М.: «Дело» РАНХиГC, 2018.
Индикаторы образования: 2018: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
Как удовлетворяется спрос на работников массовых профессий и специальностей: наем выпускников программ СПО и возможные альтернативы для работодателей // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2018. № 7(73).
Карьерные планы студентов профессиональных образовательных организаций // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2018. № 3(69).
Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
Клячко Т. Высшее образование: больше, лучше, дешевле? // Демоскоп Weekly. 2016. № 669–670. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0669/index.php (дата обращения: 08.03.19).
Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44.
Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014.
Основные аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях проводимой модернизации сферы среднего профессионального образования // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2018. № 5(125).
Результаты социологического исследования удовлетворенности качеством среднего профессионального образования / Авт.-сост. М.Ю. Лимонова. Тамбов: ТОИПКРО, 2015.
Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Общ. ред. В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, С. Рощина. М.: НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/ Doklad_trud.pdf (дата обращения: 03.03.19).
Среднее профессиональное образование: состояние и вызовы // Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ. 2016. № 26.