Потребительские практики:
изучение покупательского спроса в СССР (конец 1960-х гг.)
Твердюкова Е. Д.
доктор исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, Санкт-Петербург, Россия e.tverdyukova@spbu.ru
ID статьи на сайте журнала: 7780
Твердюкова Е. Д. Потребительские практики: изучение покупательского спроса в СССР (конец 1960-х гг.) // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 124-132.
DOI 10.31857/S013216250006176-6
Цель статьи – освещение исследований потребительских практик советских граждан Всесоюзным научным институтом по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС). Созданный в 1965 г., он стал центром анализа психологических и эмоциональных факторов, влиявших на принятие решений о покупке индивидуальными потребителями. Статья подготовлена на основе документов Российского государственного архива экономики и опубликованных в 1960-е гг. результатов исследовательских проектов сотрудников этого института: аналитические сводки по итогам опросов, анкетирования, интервью, наблюдений, проводившихся в конце 1960-х гг. Эти материалы вводятся в научный оборот. Приведены данные о предпочтениях советских покупательниц при выборе летнего платья, украшений, парфюмерно-косметических товаров. Автор опровергает мнение, согласно которому изучение потребительского поведения граждан, реклама и продвижение товаров считались в СССР бесперспективными и идеологически чуждыми для плановой экономики. Постановка исследовательских задач во ВНИИКС и их реализация соответствовали мировому уровню.
Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М.: Мысль, 1969.
Захарова Л.В. Советская мода 1950–60-х годов: политика, экономика, повседневность // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 2007. № 3. С. 55–80.
Корнаи Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
Крутиков Ф.А. Задачи и проблематика изучения спроса в СССР // Изучение спроса и конъюнктуры торговли: материалы республиканского семинара. Рига: ВНИИКС, 1968. С. 21–28.
Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.
Островский Л., Костко О., Кочнева И. Широкий ассортимент и неудовлетворенный спрос // Советская торговля. 1970. № 1. С. 28–29.
Соловьев Б.А. Современные тенденции развития спроса населения на товары народного потребления // Государственная торговля. Обзорная информация. Сер. «Изучение конъюнктуры торговли и спроса населения на товары народного потребления». Вып. 1. 1974. С. 1–38.
Трахтенберг Г. Некоторые вопросы методологии исследования ассортиментной структуры спроса // Использование методов изучения потребительского спроса для нужд перспективного планирования: материалы международной конференции. М.: ВНИИКС, 1967. С. 27–52.
Трофимов А.В., Клинова М.А. «Советский потребитель» в отечественном гуманитарном дискурсе 1950–1980-х годов // Известия УрГЭУ. 2014. № 4. С. 107–113.
Фокс К.А., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И. Эволюция маркетинговой мысли в СССР в период 1961– 1991 гг.: от марксизма к маркетингу // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 4. С. 18–35.
Цирель С.В. Рыночная экономика и типы потребления // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 1. С. 45–58.