Эпистемология и российская социология:
взаимодействие в развитии
Микешина Л. А.
Доктор философских наук, почетный профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия mickeshina.lyudmila@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 7809
Микешина Л. А. Эпистемология и российская социология: взаимодействие в развитии // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 19-27.
DOI 10.31857/S013216250006662-1
Понятие «эпистемология» во многих странах освоено и принято, пришло на смену гносеологии и теории познания, расширив область исследования компонентов и закономерностей как естественнонаучного, так и социально-гуманитарного познания. В нашей стране это произошло позже и стало значимым для понимания и оценки не с позитивистских позиций «единого научного метода», но как самоценных и важнейших форм знания сегодня. Представления об эпистемологии социальных наук не просто пришли к нам из Европы, но имеют глубокие корни в развитии отечественного социально-исторического и гуманитарного знания. Это подтверждается историей отечественной философии и социологии, в частности, идеями П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, которые возвращаются к нам в современном понимании их идей и роли в развитии социальной науки и философии. Уже Г.Г. Шпет понял и объяснил характер антропологизма Лаврова, его роль в преодолении абстрактного гносеологизма и позитивизма. Эпистемология социального познания обращается к целостному человеку познающему, что имеет глубокие традиции в русской философии и социологии. Исследования в XXI в. идей и работ Н.К. Михайловского также подтверждают, что наряду с П.Л. Лавровым он прозрел многие реальные проблемы развития общества в целом, российского в особенности, что служило становлению современных социальных наук и формированию отечественной социальной эпистемологии.
Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском. СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1901.
Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма / Пер. на русский В.Л. Махлина. М.: Канон, 2013.
Волков Ю.Г. Лубский А.В. Социология как способ самопознания общества // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 3–12.
Кареев Н. Михайловский Н.К. // Энциклопедический словарь. Т. XIX. СПб.; Лейпциг: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, 1896. С. 492–493.
Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: И. Лимбах, 1996.
Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Альфа-М, 2013.
Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Б.И. Пружинина. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
Лавров П.Л. Что такое антропология // Лавров П.Л. Философия и социология. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1965а. С. 463–492.
Лавров П.Л. Задачи позитивизма и их решение // Лавров П.Л. Философия и социология. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1965б. С. 576–636.
Микешина Л.А. Дж. Ритцер: Феномен полипарадигмальности в социологии // Микешина Л.А. Современная эпистемология гуманитарного знания: междисциплинарные синтезы. Разд. 1. Ч. 2. М.: РОССПЭН, 2016. С. 107–112.
Микешина Л.А. П.Л. Лавров: философия познания // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 33. № 3. С. 177–192.
Н.К. Михайловский. Человек. Мыслитель. Общественный деятель (к 175-летию со дня рождения). Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.Н. Мокшин. Воронеж: ВГУ, 2017.
Русанов Н.А. Михайловский Н.К. // Энциклопедический словарь «Гранат и Ко». 7-е изд. Т. 29. С. 114. М., б/г.
Рябов П.В. От Бакунина до Лосева (Семь портретов русских мыслителей). М.: Ноократия, 2019.
Шпет Г.Г. Антропологизм Лаврова в свете истории философии // Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Ч. 2. М.: РОССПЭН, 2009. С. 439–508.
Dancy J. An Introduction to Contemporary Epistemology. Oxford: Oxford University press, 1996.
Landesman Ch. An Introduction to Contemporary Epistemology. New York: Wiley-Blackwell, 1997.
Walicki A. Russian Social Thought: An Introduction to the Intellectual History of Nineteenth Century Russia // The Russian Review. 1977. Vol. 36. No. 1. P. 1–45.