Образование и социально-профессиональный статус:
сглаживание неравенства среди мужчин и женщин в России
Кармаева Н. Н.
Кандидат социологических наук, PhD, доцент Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Россия, Москва nkarmaeva@hse.ru
Хавенсон Т. Е.
кандидат наук об образовании, научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия tkhavenson@hse.ru
Илиева-Тричкова П.
доктор, исследователь Института философии и социологии, Академия наук Болгарии, София, Болгария petya.ilievat@gmail.com
ID статьи на сайте журнала: 8066
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики» и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100»; проекта «Динамика неравенства в участии в высшем образовании и образовании взрослых: сравнительный анализ в перспективе социальной справедливости» – JustEdu (2020–2024), Национальная научная программа Вихрен Национального научного фонда (КП-06-ДВ-2, 16.12.2019), Болгария. Авторы благодарят редактора и рецензентов за помощь в подготовке публикации и ценные замечания.
Кармаева Н. Н., Хавенсон Т. Е., Илиева-Тричкова П. Образование и социально-профессиональный статус: сглаживание неравенства среди мужчин и женщин в России // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 108-120.
DOI 10.31857/S013216250008811-5
В условиях изменений в сфере образования и занятости в России на рубеже XX–XXI вв., расширения сервисных секторов и активного участия в высшем образовании механизмы воспроизводства социального неравенства меняются. Согласно теории интерсекциональности, социальные преимущества воспроизводятся на стыке различных социальных категорий – социального класса, гендера и других. В статье проанализированы результаты в образовании и на рынке труда с использованием этой теории. На данных Европейского социального исследования по 3820 респондентам, 1954–1964, 1965–1975 и 1976–1986 годов рождения из раундов 3–6 и 8, были проверены гипотезы о наличии кумулятивного эффекта от гендера и социального происхождения в случае полученного уровня образования (высшее образование) и социально-профессионального статуса на основе регрессионного анализа. Наблюдаются прямые положительные эффекты от гендерной принадлежности, а также кумулятивные от пересечения женского пола и более низкого социального происхождения. Положительный кумулятивный эффект наблюдается вне зависимости от спецификации социального происхождения, однако он значим только в случае спецификации на основе профессии отца. Таким образом, женщины в большей степени выигрывают от изменившихся возможностей в сфере труда и в образовании по сравнению с мужчинами. Однако женщины из менее привилегированных социальных слоев с более низким социальным происхождением могут пополнять ряды работников в менее престижном и оплачиваемом сегменте сферы обслуживания.