Интерес к STEM-профессиям в школе:
проблемы профориентации
Колесникова Е. М.
Кандидат социологических наук,старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия kolesnikova@mail.ru
Куденко И. А.
Кандидат географических наук,магистр политических наук, ведущий консультант Британской международной образовательной благотворительной организации «Эдьюкейшен Девелопмент Траст», Беркшир, Великобритания ikudenko@educationdevelopmenttrust.com
ID статьи на сайте журнала: 8109
Колесникова Е. М., Куденко И. А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124-133.
DOI 10.31857/S013216250009117-1
Популяризация технических и инженерных профессий, привлечение в них наиболее мотивированных и успевающих учащихся требует не только развития интереса к профильным учебным предметам школьной программы, но и формирования представлений о будущих профессиях в сфере STEM (Science, Technology, Engineering Mathematics). Распространение предпрофессиональных классов способствует концентрации в них заинтересованных в школьных предметах и будущей карьере в сфере STEM школьников и школьниц. В то же время недостаточное внимание остальных учащихся к STEM компетенциям потенциально снижает их социальные шансы в будущем, в том числе поддерживает гендерный дисбаланс в занятости. Статья опирается на данные опроса московских школьников (2019), проведенного по методике европейского проекта по развитию сотрудничества школ и компаний сферы STEM. Результаты анализируются в сопоставлении с данными «ECB – InGenious Project». Проблемы формирования кадров будущего в сфере STEM заключаются в недостаточной поддержке интереса школьников к карьере в данном направлении посредством информирования о профессиях, содержании труда и карьерных перспективах. Выявлен существенный интерес молодежи к знаниям в сфере точных наук, признается востребованность STEM-профессий, инженеров, техников и ученых в будущем. Актуальные профессии в промышленности, отраслях занятости, связанных с естественными науками и математикой, подростки описывают в позитивных категориях, в то же время зачастую они не готовы к выбору в пользу карьеры в данном направлении. Недостаток информации в школе о STEM-профессиях особенно значим для школьников, не включенных в предпрофессиональное STEM-образование, а также для девушек.
Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. С. 172–216.
Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России. Препринт WP3/2005/02. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
Женщины в СССР, 1990. Стат. материалы / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-изд. центр. М.: Финансы и статистика, 1990.
Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 5–16.
Кеммет Е.В. Гендерная асимметрия в профессиональном сообществе инженеров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1(45). С. 140–145.
Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.
Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. DOI: 10.17323/978-5-7598-0901-2.
Ярошенко С. Гендерные различия стратегий занятости официальных бедных в России // Рубеж. 2001. № 17. C. 25–49.
Archer L., Dawson E., DeWitt J., Seakins A., Wong B. “Science Capital”: A Conceptual, Methodological, and Empirical Argument for Extending Bourdieusian Notions of Capital beyond the Arts // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52. No. 7. P. 922–948. DOI: 10.1002/sce.21208.
ASPIRES. Project Final Report: Young People’s Science and Career Aspirations, Age 10–14. London: King’s College London, 2013.
Cech E. Engineers and Engineeresses? Self-conceptions and the Development of Gendered Professional Identities // Sociological Perspectives. 2014. Vol. 58. No. 1. Р. 56–77. DOI: 10.1177/0731121414556543.
Cleaves A. The Formation of Science Choices in Secondary School // International Journal of Science Education. 2005. Vol. 27. No. 4. Р. 471–486. DOI: 10.1080/0950069042000323746.
InGenious Final Evaluation Report. 2014. URL: https://www.stem.org.uk/resources/elibrary/resource/36208/ ingenious-project (дата обращения: 12.01.2020).
Jenkins E., Nelson N.W. Important but not for Me: Students Attitudes toward Secondary School Science in England // Research in Science & Technological Education. 2005. Vol. 23. No. 1. Р. 41–57. DOI: 10.1080/02635140500068435.
Kudenko I., Simarro C., Pintó R. Fostering European Students’ STEM Vocational Choices // Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research: Selected Papers from the ESERA 2015 Conference. Cham: Springer International Publishing AG, 2017. P. 323–338.
Riegle-Crumb C., Moore C., Ramos-Wada A. Who Wants to Have a Career in Science or Math? Exploring Adolescents’ Future Aspirations by Gender and Race/Ethnicity // Science Education. 2011. Vol. 95. No. 3. Р. 458–476. DOI: 10.1002/sce.20431.
Rohaan E.J., Taconis R., Jochems W. Reviewing the Relations between Teachers’ Knowledge and Pupils’ Attitude in the Field of Primary Technology Education // International Journal of Technology and Design Education. 2010. No. 20. Р. 15–26. DOI: 10.1007/s10798-008-9055-7.