Властно-управленческие концепции китайской марксистской социологии начала XX в.: традиции и революция

Властно-управленческие концепции китайской марксистской социологии начала XX в.:
традиции и революция


Кремнёв Е. В.

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой востоковедения и регионоведения АТР факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия kremnyov2005@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250009479-9
ID статьи на сайте журнала: 8149


Ссылка при цитировании:

Кремнёв Е. В. Властно-управленческие концепции китайской марксистской социологии начала XX в.: традиции и революция // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 102-112.
DOI 10.31857/S013216250009479-9



Аннотация

Представлен анализ концепций власти и управления, получивших описание в марксистской социологии Китая 1910–1930 гг. в работах ярких представителей этого направления: Ли Да, Ли Дачжао и Цюй Цюбо. Основные направления, в рамках которых китайские марксисты описывали социальное управление и подходы к нему, – это обоснование марксистских социологических теорий в контексте традиционных властно-управленческих ценностей Китая, критика управленческих концепций других социологических направлений, распространенных в то время, и анализ влияния методов управления иностранных держав на социальные проблемы страны. В данных направлениях отразились разновекторные социальные тенденции времени: движение за сохранение традиций и революционные изменения китайского социума. Китайская марксистская социология в обосновании идей социального управления пытается найти консенсус между традицией и революцией, что стало базовой рамкой построения дискурса обсуждения управленческих концепций.


Ключевые слова
социология управления; история социологии; политическая социология; марксистская социология; социолого-управленческие концепции; Китай; революция; традиция


Список литературы

Берзиня У.А. Традиционный политический язык в современной КНР // Общество и государство в Китае. Т. XL. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2010. С. 271–273.

Берзиня У.А. Фраза Ши ши цю ши 实事求是 в политическом дискурсе Китая // Общество и государство в Китае. Т. XLII. Ч. 3. М.: ИВ РАН, 2012. С. 324–332.

Бухарин Н.И. Теория исторического материализма: популярный учебник марксистской социологии. М., Пг.: Госиздат, 1923.

Ван Ланьцзюй. Транскультурные философские параллели: система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в свете идей Конфуция и Лао-цзы: моногр. / Под науч. ред. О.Ю. Юрьевой. Иркутск: ИГУ, 2018.

Веселова Л.С., Дерюгин П.П., Лебединцева Л.А. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 124–134. DOI: 10.31857/S013216250000169-8.

Залесская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России (1917–1938 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2009.

Кобзев А.И. Да тун // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит-ра, 2006. Т. 1: Философия. С. 242–245.

Кобзев А.И. Синьхайский перелом в китайской культуре // Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сб. статей. М.: ИВ РАН, 2013. С. 59–75.

Кобзев А.И. Цзюнь цзы // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит-ра, 2006. Т. 1: Философия. С. 547.

Пан Давэй. К истории социологии в Китае // Социологические исследования. 2009. № 4. C. 130–136. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

Цыбикова Б.Ц. Становление и развитие социологии в Китае. Автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.01; ИСПИ РАН. М., 2005.

Чжан Вэй, Цао Байин, Нин Яньхун. Китайские эмигранты в России на VI Съезде КПК // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. Т. 20. № 6. С. 7–16. DOI: 10.15688/jvolsu4.2015.6.1.

陈宸,方来武. 试述李大钊的马克思主义社会学思想 // 江西科技师范学院学报. 2012. 第4 期. 第35–40 页.

冯波. 20世纪上半叶马克思主义社会学在中国的传播特点 // 观察与思考. 2018. 第7期. 第24–28 页.

季甄馥. 略论瞿秋白的社会学思想 // 社会学研究. 1992. 第6 期. 第48–54 页.

李达. 现代社会学. 武汉: 武汉大学出版社,2007.

李达的《社会学大纲》最早版本的发现 // 哲学研究. 1982. 第3期. 第16–25 页.

李大钊. 我的马克思主义观 // 新青年. 1919. 5月.

李大钊史事综录 (1889–1927). 北京: 北京大学出版社, 1989.

李大钊文集. 第二册. 北京: 人民出版社, 1999a.

李大钊文集. 第三册. 北京: 人民出版社, 1999b.

李大钊文集. 第四册. 北京: 人民出版社, 1999c.

李大钊文集. 第五册. 北京: 人民出版社, 1999d.

李维武. 李达在《现代社会学》中对唯物史观的阐释 // 马克思主义哲学研究. 2008. 第1 期. 第74–87 页.

李泽厚. 中国现代思想史论. 北京: 东方出版社, 1987.

李宗克. 社会学本土化论题的历史演进与理论反思: 博士学位论文. 专业名称: 社会学. 华东理工大学. 上海, 2013.

刘祥. 中国早期共产党人的社会学思想 (1919–1927):硕士学位论文. 学科专业:中共党史. 湘潭:湘潭大学, 2012.

吕希晨. 瞿秋白《现代社会学》述评 // 江汉论坛. 1985. 第5 期. 第29–33 页.

瞿秋白. 现代中国所当有的《上海大学》 // 民国日报副刊《觉悟》. 1923年8月2日.

瞿秋白文集 (政治理论篇第二卷). 北京: 人民出版社, 1998.

屈锡华. 管理社会学. 成都: 电子科技大学出版社, 2008.

汪信砚, 李侦. “实践的唯物论”: 实践唯物主义在中国话语中的初始开显 —— 李达《社会学大纲》的独特理论 贡献 // 学习与探索. 2015. 第5 期. 第16–23 页.

汪信砚, 韦卓枫. 唯物史观中国化的标志性成果 —— 李达的《现代社会学》探论 // 山东社会科学. 2014. 第9 期. 第5–13 页.

吴汉全. 李大钊与中国马克思主义社会学的创建 // 河南师范大学学报 (哲学社会科学版). 2002. 第29卷. 第4期. 第93–96页.

闫明. 中国社会学史 —— 一门学科与一个时代. 北京: 清华大学出版社, 2010.

叶南客, 韩海浪. 瞿秋白是中国社会学的奠基人 // 瞿秋白研究新探 —— 纪念瞿秋白同志诞辰一百周年座谈会 论文集. 1999. 第118–129 页.

郑凯亮. 中国社会学社研究: 硕士学位论文. 学科专业:中国近现代史. 保定:河北大学, 2018.

郑杭生, 李迎生. 中国社会学史新编. 北京:高等教育出版社,2000.

周建明. 瞿秋白一我国马克思主义社会学的创建者 // 学习与探索. 1989. 第4–5期. 第36–42 页

Содержание номера № 5, 2020