Культура имеет значение? Критика российской веберианы в проблеме модернизации
Трубицын Д. В.
Доктор философских наук, профессор Забайкальского государственного университета, Чита, Россия dvtrubitsyn@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 8179
Трубицын Д. В. Культура имеет значение? Критика российской веберианы в проблеме модернизации // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 16-27.
DOI 10.31857/S013216250009375-5
Проведен анализ части наследия немецкого ученого, имеющей методологическое значение для исследования крупномасштабных исторических процессов и проблемы модернизации России. В качестве объекта использованы труды российских ученых, актуализировавших в 1990 – нач. 2000-х гг. на основе выводов М. Вебера культурный фактор модернизации, и его собственные работы. Выявлено, что главным в российской вебериане стал тезис о несоответствии либеральной модернизации российской культуре, из чего вытекала критика реформ и призывы к изменению курса. Для их теоретического обоснования использовались наиболее критикуемые в научной литературе выводы Вебера о происхождении европейского капитализма из протестантской этики и об эндогенности капитализма Западу. Делалось это, несмотря на то, что методологические принципы «понимающей социологии» не допускают возможность перенесения результатов исследования европейской модернизации на ситуацию в России 1990-х гг. Данный интеллектуальный тренд явился результатом социального конфликта модернизации и стал одним из факторов консервативного поворота российской политики 2000-х гг.
Аванесова Г.А. Культурно ориентированная модернизация России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 42–53.
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Cоциокультурная динамика России). В 2 т. Т. 2: Теория и методология. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61–272.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыт сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: Владимир Даль, 2017.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
Ганс Е.С. Модернизационные модели в истории России // Разум и культура / Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Поволжский межрегион. учебн. центр, 2001. С. 237–241.
Голик Н.В. Проблемы модернизации России // Философские науки. 2004. № 11. С. 5–21.
Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 54–73.
Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 70–100.
Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Петрозаводский ун-т, 1995.
Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 46–51.
Зарубина Н.Н. Составляющие процесса модернизации: эволюция понятий и основные параметры // Восток. 1998. № 4. С. 25–37.
Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 261–291.
Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности / Пер. с англ.; послесл. Н.С. Розова. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2015.
Магарил С.А. Социокультурный архетип и модернизация России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 26–45.
Манченко А.П. Социальная модернизация современной России. М.: НОУ, 2000.
Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФ РАН, 1994.
Модернизация и национальная культура. М.: Апрель–85, 1995.
Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. № 3/4. С. 5–28.
Осипова Е.В. Издержки и просчеты нашего реформаторства // Модернизация и национальная культура. М.: Апрель–85, 1995. С. 108–113.
Перепелкин Л.С. К вопросу о модернизации России // Мир России. 1993. № 1. С. 154–159.
Розов Н.С. Историческая макросоциология: методология и методы. Новосибирск: НГУ, 2009.
Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под общ. ред. Ю.А. Левады. М.: Мировой Океан, 1993.
Станкевич Л.Т. Модернизация политической культуры России // Модернизация России на рубеже веков. СПб.: СПб. горный институт им. Г.В. Плеханова, 2001. С. 63–65.
Федотова В.Г. Неклассические варианты модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии. 2002. № 12. С. 3–21.
Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма. М.: Мысль, 2016.
Хвостов А.А. Рабочий человек в процессе модернизации России (этический аспект) // Концептуальные парадигмы разума и человека. Саратов, 2002. С. 77–80.
Хорос В.Г. Модернизация России и Японии (цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 8. С. 70–79.
Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 14–26.
Шаповалов В.Ф. Откуда придет «дух капитализма»? // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 23–33.
Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М.: Апрель–85, 1995. С. 70–77.
Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 3.
Ядов В.А. Россия в мировом пространстве // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 27–30.