Социология здоровья:
от теории к практике (на примере реализации коммуникативной программы «СМСмаме»)
Дмитриева Е. В.
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университет МИД РФ), Москва, Россия. dmitrieva.ev@gmail.com
Фролов С. А.
директор программ, Фонд содействия национальным проектам в области общественного здравоохранения «Здоровье и Развитие», Москва, Россия. frolov@fzr.ru
ID статьи на сайте журнала: 8225
Дмитриева Е. В., Фролов С. А. Социология здоровья: от теории к практике (на примере реализации коммуникативной программы «СМСмаме») // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 118-127.
DOI 10.31857/S013216250010025-0
Очерчены контуры развития социологии здоровья от изучения отношений «врач–пациент» и удовлетворенности медицинской помощью до включения вопросов коммуникативного взаимодействия. Поскольку здоровье индивида и населения в целом все больше зависит от информационного фактора, социология здоровья сегодня сфокусировалась на изучении влияния СМИ, Интернета, новых мобильных технологий на поведение и состояние здоровья индивидов и общества. Авторы анализируют эволюцию включения в медицину средств коммуникации от СМИ до мобильных технологий и дают характеристику нового направления – мобильное здоровье. Исследования подтверждают возрастание использования мобильного Интернета в качестве источника информации о здоровье. Дается краткая характеристика методологии и методики создания первой российской коммуникационной программы, основанной на интеграции медицинской, социально-психологической и социально-правовой информации, распространяемых с использованием мобильных технологий. Программа «СМС маме» направлена на улучшение показателей здоровья беременных женщин и новорожденных детей возраста до 1 года. Авторы анализируют востребованность информации о здоровье беременными женщинами и матерями, имеющими детей до 1 года, оценивают эффективность каналов коммуникации. Из проведенного анализа эффективности каналов коммуникации авторы приходят к выводу о необходимости комбинации различных каналов для максимально эффективного воздействия на целевую аудиторию.
Курпатов В.И., Дьяконов И.Ф., Бондарев Э.В. Медицинская психология в практике военного врача. СПб.: ВМедА, 1995.
Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002.
Словарь новейшей социологической лексики с английскими эквивалентами / Под ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2019.
Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995.