Социальная адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири
Воеводин И. В.
кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной работы; старший научный сотрудник, Томский государственный университет, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, Томск, Россия. i_voevodin@list.ru
Пешковская А. Г.
младший научный сотрудник Лаборатории экспериментальных методов в общественных и когнитивных науках, Томский государственный университет, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, Томск, Россия. peshkovskaya@gmail.com
Галкин С. А.
аспирант, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, Томск, Россия. s01091994@yandex.ru
Белокрылов И. И.
младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН, Томск, Россия. bel0krylov_i@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 8384
Воеводин И. В., Пешковская А. Г., Галкин С. А., Белокрылов И. И. Социальная адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 157-161.
DOI 10.31857/S013216250010306-9
Количество иностранных студентов в вузах разных стран, в том числе в российских, постоянно растет. При этом ряд аспектов образовательной миграции в России исследован недостаточно. Как и в мире в целом, в крупнейших отечественных научных и образовательных центрах актуализируется процесс социальной адаптации студентов-мигрантов. В статье представлены результаты исследования социальной адаптации, аккультурации образовательных мигрантов на примере студентов из Китая. Использовался метод полуформализованного интервью на основе комплексного подхода к исследованию аккультурации Дж. Берри. Установлено, что китайские студенты выбирают в основном два вида стратегий, предполагающих поддержание этнической идентичности: интеграция и сепарация. Авторы заключают, что аккультурации иностранных студентов в новой среде способствуют эффективная межкультурная коммуникация, разработка и реализация программ социальной адаптации.
Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. М.: Росстат, 2019. [Regions of Russia. Socio-economic Indicators. Statistical Collection. (2019) Moscow: Rosstat. (In Russ.)]
Beine M., Noël R., Ragot L. (2014) Determinants of the International Mobility of Students. Economics of Education Review. Vol. 41. Iss. C: 40–54. DOI: 10.1016/j.econedurev.2014.03.003.
Berry J.W., Sabatier C. (2011) Variations in the Assessment of Acculturation Attitudes: Their Relationships with Psychological Wellbeing. International Journal of Intercultural Relations. Vol. 35. No. 5: 658–669. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2011.02.002.
Myagkov M., Kashpur V.V., Baryshev A.A., Goiko V.L., Shchekotin E.V. (2019) Distinguishing Features of the Activity of Extreme Right Groups under Conditions of State Counteraction to Online Extremism in Russia. Region: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. Vol. 8. No. 1: 41–74. DOI: 10.1353/reg.2019.0002.
Peshkovskaya A., Babkina T., Myagkov M. (2019) Gender Effects and Cooperation in Collective Action: A Laboratory Experiment. Rationality and Society. Vol. 31. No. 3: 337–353. DOI: 10.1177/1043463119858788.
Peshkovskaya A., Babkina T., Myagkov M. (2018) Social Context Reveals Gender Differences in Cooperative Behavior. Journal of Bioeconomics. Vol. 20. No. 2: 213–225. DOI: 10.1007/s10818-018-9271-5.
Peshkovskaya A.G., Babkina T.S., Myagkov M.G., Kulikov I.A., Ekshova K.V., Harriff K. (2017) The Socialization Effect on Decision Making in the Prisoner's Dilemma Game: An Eye-tracking Study. PLoS ONE. Vol. 12. No. 4: e0175492. DOI: 10.1371/journal.pone.0175492.
Yoon E., Chang C.-T., Kim S., Clawson A. (2013) A Meta-analysis of Acculturation/Enculturation and Mental Health. Journal of Counseling Psychology. Vol. 60. No. 1: 15–30. DOI: 10.1037/a0030652.