Новое измерение социального развития:
активность и креативность в интернет-коммуникациях
Асочаков Ю. В.
Кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Россия yasochakov@yandex.ru
Богомягкова Е. С.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия e.bogomyagkova@spbu.ru
Иванов Д. В.
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. dvi2001@rambler.ru
ID статьи на сайте журнала: 8462
При поддержке РНФ, проект № 18-18-00132.
Асочаков Ю. В., Богомягкова Е. С., Иванов Д. В. Новое измерение социального развития: активность и креативность в интернет-коммуникациях // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 75-86.
DOI 10.31857/S013216250012083-4
Включенность в интернет-коммуникации, активность и креативность в них рассмотрены в статье как показатели развитости сетевых и потоковых структур. Данные эмпирического исследования (телефонный опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области, февраль–март 2020 г.) дают основание полагать, что эти структуры – устойчивые и широко распространенные паттерны общественной жизни. Уровень развития этих структур в разных сегментах общества неодинаков. Социальные структуры, обнаруживаемые при помощи показателей включенности, активности, креативности в сетевых коммуникациях, больше развиты в мегаполисах, в большей степени создаются и используются молодежью и людьми, относящимися к средним стратам. Больше участвуя в сетевых коммуникациях и генерируя интенсивные потоки обновляемого контента, представители этих социальных групп наращивают собственный виртуальный капитал. Дифференциация социальных групп по критерию объема виртуального капитала является новой формой неравенства. По отношению к неравенству, получившему в конце прошлого века название «цифровой разрыв», новая форма предстает как цифровой разрыв второго рода, когда доступ к дополнительным ресурсам зависит не просто от включенности в коммуникационные сети, а от активностии креативности в них.
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74. [Bourdieu P. (2002) Forms of Capital. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 3. No. 5: 60–74. (In Russ.)]
Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8–16. [Ivanov D.V. (2012) Towards a Theory of Flow Structures. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 4: 8–16. (In Russ.)]
Castells M. (2000) The Rise of the Network Society. 2nd ed. Malden, MA: Blackwell.
Florida R. (2002) The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books.
Knorr Cetina K. (2003) From Pipes to Scopes: The Flow Architecture of Financial Markets. Distinktion: Journal of Social Theory. Vol. 4. No. 2: 7–23. DOI: 10.1080/1600910X.2003.9672857.
Urry J. (2000) Sociology beyond Societies. Mobilities for the Twenty-First Century. London: Routledge.