Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)

Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)


Кичерова М. Н.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. m.n.kicherova@utmn.ru

Ефимова Г. З.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия g.z.efimova@utmn.ru

Семенов М. Ю.

кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. m.y.semenov@utmn.ru

DOI: 10.31857/S013216250010986-7
ID статьи на сайте журнала: 8464


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00701.


Ссылка при цитировании:

Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области) // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 98-109.
DOI 10.31857/S013216250010986-7



Аннотация

Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N=1388) изучено влияние факторов микро-и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.


Ключевые слова
общество знаний; неформальное образование; человеческий капитал; непрерывное образование; цели образования; образовательная экосистема

Содержание номера № 1, 2021