Языковая ситуация среди школьников-бурят России, Монголии и Китая
Бадараев Д. Д.
доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Россия. damdin80@mail.ru
Дырхеева Г. А.
доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия. an5dag1@mail.ru
Антонова Н. С.
кандидат социологических наук, доцент, Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Россия. nsantonova@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 8512
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия»).
Бадараев Д. Д., Дырхеева Г. А., Антонова Н. С. Языковая ситуация среди школьников-бурят России, Монголии и Китая // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 146-151.
DOI 10.31857/S013216250014005-8
В трансграничных условиях глобализирующегося мира бурятский язык оказался в сложной ситуации: территориальная разбросанность и диалектная расчлененность способствуют стремительному уменьшению числа его активных носителей и сужению сферы применения. Данные социологического исследования (2015–2017), проведенного среди школьников-бурят России, Монголии и Китая, показывают: даже те, кто считает своим родным языком бурятский и знает его с детства, за пределом узкого семейного круга пользуются в основном мажоритарным языком представителей этнического большинства. Сегодня семья остается практически единственным агентом, обеспечивающим сохранение бурятского языка и передачу его следующему поколению. Школа же выполняет скорее вспомогательную функцию: сдерживает процесс языковой ассимиляции детей и подростков – активных носителей бурятского языка.