Спрос на эпохи

Спрос на эпохи


Карачаровский В. В.

кандидат экономических наук, доцент факультета экономических наук, заведующий лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия vvk@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250013029-4
ID статьи на сайте журнала: 8540


Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект №16-18-10270).


Ссылка при цитировании:

Карачаровский В. В. Спрос на эпохи // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 3-16.
DOI 10.31857/S013216250013029-4



Аннотация

На основе подхода субъективно воспринимаемой истории оценивается спрос населения на исторические типы общественных условий, существовавших на разных отрезках развития России в советский и постсоветский периоды. Применяется методика, позволяющая построить непрерывную кривую «спроса на эпохи», основываясь на свободном выборе лет, в которых благополучие индивида и его референтной группы максимизировалось (минимизировалось) за счет определенного набора благ (антиблаг). Выявлены границы трансформации кривой спроса на эпохи в связи с будущими изменениями соотношения советских поколений и поколения миллениалов. Продемонстрировано, что качественно вид кривой не изменится. Показано, что рост общественной ценности современного отрезка истории может быть достигнут на основе набора общественных благ, идентичного набору благ эпохи 1970-х гг. в СССР. Измеряется степень поляризации исторической памяти по периодам: она минимальна по отношению к 1960–1970-м, 1990-м (с отрицательным знаком), к первой декаде 2000-х, но нарастает по отношению ко второй половине 1980-х и второй декаде 2000-х гг. Потенциал эпохи 2000-х гг. определяется историческим голосованием за нее значительной части миллениалов. Статистически доказано, что различия в индивидуальном выборе лучшей эпохи и дифференциация взглядов на эпоху 2000-х гг. определяются поколенческим фактором и фактором социальных различий (по уровню образования, дохода, демографическому статусу домохозяйства).


Ключевые слова
социальные предпочтения; валовое национальное счастье; посткоммунистическая ностальгия; историческая память; историческое сознание

Содержание номера № 3, 2021