«Усталость сострадать» в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19)
Богомягкова Е. С.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия e.bogomyagkova@spbu.ru
Попова Е. Е.
бакалавр социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. katya.popova9898@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 8677
Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00132).
Богомягкова Е. С., Попова Е. Е. «Усталость сострадать» в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19) // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 46-56.
DOI 10.31857/S013216250012269-8
Статья содержит результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в практиках медиапотребления активных пользователей Интернета и социальных сетей, проведенного весной 2020 г. методом онлайн-опроса. В качестве кейса анализировались используемые современными СМИ стратегии проблематизации ситуации распространения COVID-19. Актуальность обращения к данной теме обусловлена двумя основными обстоятельствами: слабой разработанностью проблематики сложных и нелинейных отношений медиа и аудитории в российском социологическом дискурсе и беспрецедентной медико-социальной ситуацией, сопровождавшейся чрезмерной активностью СМИ. В результате в целевой группе был обнаружен эффект «усталости сострадать» уже в течение первого месяца эпидемии как реакция на содержание медиасообщений, описаны его проявления и некоторые детерминанты, выявлены гендерные и возрастные различия в восприятии информации о коронавирусе и способах эмоционального реагирования. Исследование зафиксировало рост усталости и раздражения среди респондентов, связанный с целенаправленным уклонением от получения новых сведений. Значимым фактором эмоционального выгорания является оценка новостей о коронавирусе как драматичных и сенсационных. При этом контент интернет-ресурсов оценивается более негативно по сравнению с телевизионным и в большей степени вызывает отрицательные переживания. Полученные данные свидетельствуют о резистентности активных интернет-пользователей к мобилизации с помощью стратегий драматизации, применяемых СМИ. Достаточно быстрое эмоциональное выгорание аудитории в первую волну эпидемии объясняется тем, что сегодня «усталость сострадать» становится априорной установкой, а современные практики медиапотребления могут быть описаны с помощью метафоры серфинга на гребне информационных волн.
Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации / Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань: Казан. ун-т, 2000. С. 185–186. [Lazarsfeld P.F., Merton R.K. (2000) Narcotizing Dysfunction of Mass Communication. In: Mass Сommunication and Social Problems. Trasl. from Eng., compl. by I.G. Yasaveev. Kazan: Kazansk. un-t: 185–186. (In Russ.)]
Borer T.A. (2012) Introduction: Willful Ignorance – News Production, Audience Reception and Responses to Suffering. In: Borer T.A. (ed.). (2012) Media, Mobilization, and Human Rights: Mediating Suffering. New York: Zed Books.
Haavisto C., Maasilta M. (2015) Towards a Journalism of Hope? Compassion and Locality in European Mediations of Distant Suffering. Critical Arts. Vol. 29. No. 3: 327–341. DOI: 10.1080/02560046.2015.1059548.
Hilgartner S., Bosk Cl. (1988) The Rise and the Fall of Social Problems: A Public Arenas Model. American Journal of Sociology. Vol. 94. No. 1: 53–78. DOI: 10.1086/228951.
Hoijer B. (2004) The Discourse of Global Compassion: The Audience and Media Reporting of Human Suffering. Media, Culture and Society. Vol. 26. No. 4: 513–531. DOI: 10.1177/0163443704044215.
Kinnick K.N., Krugman D.M., Cameron G.T. (1996) Compassion Fatigue: Communication and Burnout toward Social Problems. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 73. No. 3: 687–707. DOI: 10.1177/107769909607300314.
Maier S.R. (2015) Compassion Fatigue and the Elusive Quest for Journalistic Impact: A Content and Reader-Metrics Analysis Assessing Audience Response. Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 92. No. 3: 700–722. DOI: 10.1177/1077699015599660.
McIntyre K. (2017) Motivating News Audiences: Shock them or Provide them with Solutions? Communication & Society. Vol. 30. No. 1: 39–56. DOI: 10.15581/003.30.1.39-56.
McIntyre K. (2019) Solutions Journalism. Journalism Practice. Vol. 13. No. 1: 16–34. DOI: 10.1080/17512786.2017.1409647.
Moeller S.D. (1999) Compassion Fatigue: How the Media Sell Disease, Famine, War and Death. New York: Routledge.
Ong J.C. (2014) “Witnessing” or “Mediating” Distant Suffering? Ethical Questions across Moments of Text, Production, and Reception. Television & New Media. Vol. 15. No. 3: 179–196. DOI: 10.1177/1527476412454687.
Seu B. (2003) Your Stomach Makes You Feel that You Don’t Want to Do Anything about It’: Desensitization, Defense Mechanisms and Rhetoric in Response to Human Rights Abuses. Journal of Human Rights. Vol. 2. No. 2: 183–196. DOI: 10.1080/1475483032000078170.
Tester K. (2001) Compassion, Morality and the Media. Buckingham: Open University Press.