Парсонс в учебниках по социологии:
прошлые споры, современные читатели и их будущие открытия


Маллерт Б.

Институт социологии университета Иннсбрука, Иннсбрук, Австрия Bettina.Mahlert@uibk.ac.at

DOI: 10.31857/S013216250014596-8
ID статьи на сайте журнала: 8688


Ссылка при цитировании:

Маллерт Б. Парсонс в учебниках по социологии: прошлые споры, современные читатели и их будущие открытия // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 121-133.
DOI: 10.31857/S013216250014596-8



Аннотация

Показано значение работ Т. Парсонса на основе рассмотрения содержания посвященных ему материалов 20 учебников социологии 1999–2019 гг. Полезно ли изучение работ Парсонса сегодняшним студентам и другим заинтересованным читателям, и какие знания заслуживают рассмотрения? Какую возможную пользу для будущих читателей усматривают авторы учебников, решая, что надлежит обсуждать при обращении к социологическим трудам прошлых эпох? Что предлагают авторы учебников читателям и как ими обсуждаются труды Парсонса? Автор с этой целью опирается на идеи Н. Лумана о памяти как функции социальных систем. Раскрыт ряд ключевых компетенций, которые читатели могут приобрести из чтения работ Парсонса и его критиков. Это было бы невозможно, если бы авторы оценивали значение Парсонса только с точки зрения (не)удовлетворительного рассмотрения им конфликта, что и сегодня отличает споры о его трудах. Анализируя то, как авторы вспоминают Парсонса, я выделила два ключевых критерия. 1. Что нужно помнить читателям, чтобы они смогли обрести эти важные компетенции? 2. Что может помешать в этом читателям и что лучше опустить? Социологам следует смотреть в будущее и находить у Парсонса помощь в исследованиях. Результатом могло бы стать возрождение Парсонса, позволяющее по-настоящему продвинуться вперед.


Ключевые слова
Т. Парсонс; современная социология; учебники социологии; память; структурный функционализм; классики социологии


Список литературы

Albrow M. (1999) Sociology: The Basics. London; New York: Routledge.

Alexander J. (1984) The Modern Reconstruction of Classical Thought: Talcott Parsons. Berkeley: University of California Press.

Baker P. (1988) Sociology Textbooks: Managing Clones or Writing Works of Distinction. Teaching Sociology. Vol. 16. No. 4: 281–282. DOI: 10.2307/1318144.

Ballantine J., Roberts K. (2015) Our Social World. Thousand Oaks: Sage.

Bourdieu P. (1984) Distinction. London: Routledge.

Bourdieu P. (1998) Is a Disinterested Act Possible? In: Bourdieu P. (ed.) Practical Reason: On the Theory of Action. Stanford: Polity Press.

Chambliss W., Eglitis D. (2019/2014) Discover Sociology. Thousand Oaks: California.

Charon J. (2013) Ten Questions: A Sociological Perspective. Belmont: Wadsworth.

Coser L. (1956) The Functions of Social Conflict. Glencoe: Free Press.

Cuff E., Sharrock W., Francis D. (2006) Perspectives in Sociology. London: Routledge.

Dahrendorf R. (1958) Out of Utopia: Toward a Reorientation of Sociological Analysis. American Journal of Sociology. Vol. 64. No. 2: 115–127.

Esser H. (1999) Soziologie: Allgemeine Grundlagen [Sociology: General Principles]. Frankfurt am Main: Campus. (In Germ.)

Fleck L. (1979) Genesis and Development of a Scientific Fact. Chicago: University of Chicago Press.

Giddens A., Sutton P.W. (2013) Sociology. Cambridge: Polity Press.

Go J. (2016) Postcolonial Thought and Social Theory. Oxford: Oxford University Press.

Gouldner A. (1970) The Coming Crises of Sociology. New York: Basic Books.

Haggart B., Henne K., Tusikov N. (eds) (2019) Information, Technology and Control in a Changing World: Understanding Power Structures in the 21st Century. London; New York: Palgrave Macmillan.

Hobbs A.H. (1951) The Claims of Sociology: A Critique of Textbooks. Harrisburg: Stackpole.

Joas H., Knöbl W. (2004) Soziologie: Zwanzig einführende Vorlesungen [Sociology: Twenty Introductory Lectures]. Frankfurt a.M: Suhrkamp. (In Germ.)

Kruse V. (2018) Geschichte der Soziologie [History of Sociology]. Konstanz: UVK. (In Germ.)

Kuhn T. (1979) The Essential Tension: Selected Studies in Scientific Tradition and Change. Chicago: University of Chicago Press.

Kuhn T. (1996) The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press.

Luhmann N. (1997) Gedächtnis [Memory]. In: Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft [The Society of Society]. 1st vol. Frankfurt am Main: Suhrkamp: 576–594. (In Germ.)

Manza J., Sauder M., Wright N. (2010) Producing Textbook Sociology. European Journal of Sociology. Vol. 51. No. 2: 271–304. DOI: 10.1017/s0003975610000135.

Münch R. (2013) Academic Capitalism: Universities in the Global Struggle for Excellence. London: Routldeg

Nassehi A. (2011) Soziologie: Zehn einführende Vorlesungen [Sociology: Ten Introductory Lectures].

Wiesbaden: VS. (In Germ.) Parsons T. (1951) The Social System. Glencoe: Free Press.

Schneider W. (2008) Grundlagen der soziologischen Theorie [Fundamentals of Sociology]. Vol. 1: Weber – Parsons – Mead – Schütz. Opladen: Westdeutscher Verlag. (In Germ.)

Wagenaar T. (ed.) (1988) Special Issue on Textbooks. Teaching Sociology. Vol. 16. No. 4.

Wenzel H. (1991) Die Ordnung des Handelns. T. Parsons’s allgemeines Handlungssystem [The Structure of Social Action: T. Parsons’ General System of Action]. Frankfurt: Suhrkamp. (In Germ.)

Wright R. (1995) Was there a “Golden Past” for the Introductory Sociology Textbook? A Citation Analysis of Leading Journals. American Sociologist. Vol. 26. No. 4: 41–48. DOI: 10.1007/BF02692354.

Содержание номера № 6, 2021