Социальные смыслы как предмет социологического анализа
Адамьянц Т. З.
Доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия tamara-adamiants@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала: 8789
Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 16-25.
DOI 10.31857/S013216250015252-0
При изучении смыслов социального действия целесообразно расширить предмет анализа на область социальной коммуникации с использованием данных о смыслах социокультурной среды, влияющих на социально значимые процессы и события. Концепт «смысл социокультурной среды» рассматривается в статье как константная многоуровневая виртуальная структура (конструкт) взаимоподчиненных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональность коммуникатора (направленность сознания на предмет, «равнодействующая мотивов и целей»). Представлены ключевые характеристики и особенности анализа таких смыслов: принципы мотивационно-целевой организации их латентных структур; понимание смысла как ментальное освоение мотивационно-целевой структуры; социоментальные группы, различающиеся навыками понимания смысловых доминант. Мониторинг особенностей влияния смыслов социокультурной среды на социально значимые грани «картин мира» разных групп людей, в том числе групп социоментальных, расширит возможности понимания и прогнозирования вектора и тенденций развития социально значимых процессов