Дивиды не индивиды. Личность до и после модерна


Шипилов А. В.

доктор культурологии, профессор кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия andshipilo@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250016972-2
ID статьи на сайте журнала: 8914


Ссылка при цитировании:

Шипилов А. В. Дивиды не индивиды. Личность до и после модерна // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 91-100.
DOI: 10.31857/S013216250016972-2



Аннотация

В статье выдвинут тезис, что личность постмодерна отлична от личности модерна и подобна личности премодерна. В отличие от современного социума типа Gesellschaft (общество) досовременный социум в понятиях Ф. Тённиса представляет собой Gemeinschaft – общность/сообщество. В общности индивид растворен в социальном окружении, его самость единосущна трансгенеративной самости группы – семьи, рода, тотема и т.п. Наиболее ярким примером этого является этнографически изученная социальность охотников и собирателей. В соответствии с принципом метаконтраста примитивный индивид, минимально отделенный от внешнего, максимально разделен внутренне: его личность/идентичность плюральна, что находит выражение в факте множественности имен и представлении о множественности душ каждого индивида. В силу этого, последнего следует рассматривать не как индивида, а как дивида. Таковыми можно считать не только архаических фуражеров, но и членов постиндустриального общества. Последние в противоположность цельной индивидуальности модерна согласно ряду социологических теорий и наблюдений не являются индивидуумами, обладая множественной идентичностью. В вытеснении индивидуальности дивидуальностью можно видеть одну из тенденций к обусловленной развитием информационно-коммуникационных технологий реархаизации социальности постмодерна, уподобляющейся тем самым социальности премодерна.


Ключевые слова
модерн; премодерн; постмодерн; общество; общность; индивид; дивид

Содержание номера № 12, 2021