Онтологическая проблематика в социологической интерпретации:
к постановке вопроса
Ключарев Г. А.
Доктор философских наук,руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, политологии, социологии имени Г.С. Арефьевой Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», Москва, Россия Kliucharev@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 8950
Ключарев Г. А. Онтологическая проблематика в социологической интерпретации: к постановке вопроса // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 5-16.
DOI 10.31857/S013216250017230-6
Признается ли в современной социологии онтологическая проблематика? Если она отрицается и оставляется «на откуп» социальным философам, то такоеположение дает серьезный аргумент позитивистам и сторонникам «ненаучности» социологии. При этом в лучшем случае социология понижает свой статус до описательно-феноменологического, вненаучного и, возможно, повседневного (обыденного) знания. В худшем – речь пойдет о специализированных техниках и приемах, которыми пользуются в конъюнктурных целях полстеры, маркетологи и политтехнологи. Если же проблема онтологии интерпретируется как признание особенного и самостоятельного существования изучаемой реальности, то на передний план выходит вопрос о соотношении эпистемологии с релятивистской (множественной) онтологией. Реальность становится независимой от исследователя и представлена совокупным консенсусным (профессиональным) дискурсом, в который «погружен» социолог. Таким образом, социология подтверждает статус современного научного знания об обществе и о социальных процессах в нем. В статье показано, что в теоретической социологии онтологическая проблематика с необходимостью плавно переходит в эпистемологию и начинает «ратворяться» в ценностно-исторических системах координат. Со своей стороны, эпистемология конструирует новую реальность, которая приобретает онтологические основания. Во взаимных переходах эпистемологии и онтологии возникает размытая граница «нечеловеческой фактичности» (П. Бергер, Т. Лукман). Сформулирована гипотеза, что именно в этих непрерывных переходах активно взаимодействуют разные языковые реальности –множественная повседневность и многообразия научно-специализированных (профессиональных) социологических дискурсов.