К теории образовательной политики

К теории образовательной политики


Осипов А. М.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия osipov.al58@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250018498-0
ID статьи на сайте журнала: 8993


Статья подготовлена при поддержке РНФ, грант № 18-18-00047.


Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 23-33.
DOI 10.31857/S013216250018498-0



Аннотация

Автор обосновывает значимость образовательной политики и выработки соответствующей теории в современной социологии образования. Акцентируется отставание социологической разработки названных проблем в мире и России, а также нарастающая критика образовательной политики со стороны разных научных дисциплин и профессионального сознания отраслевого персонала. Такая реакция требует обобщения и решения теоретических вопросов в контексте социологии. Автор увязывает определение понятия, структуры, принципов и критериев эффективности государственной образовательной политики с базовыми идеями социологии образования, концепциями его институциональных функций и структуры как социальной системы, что, по его мнению, обеспечит не только интеграцию исследований, но и перспективу выхода государственной образовательной политики из кризиса, устойчивое предотвращение бюропатологий в российском образовании.


Ключевые слова
образование; социология образования; образовательная политика; принципы образовательной политики; теория образовательной политики


Список литературы

Глобальная социология образования / Под ред. В. А. Ивановой, А. М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ, 2012.

Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 35–46.

Куцев Г. Ф. Социология современного образования: учебник. М.: Логос, 2016.

Менеджмент в образовании: учебник и практикум / Под ред. С. Ю. Трапицына. М.: ЮРАЙТ, 2018.

Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. DOI: 10.7868/S0132162517080153.

Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 4. С. 953–966.

Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73.

Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80.

Полутин С. В., Мананникова Ю. В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1. С. 75–97. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.

Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101. № 7. С. 30–37.

Социология образования: учебник и практикум для вузов / Под ред. А. М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2019.

Сульдина Л. Собрать воедино // Аккредитация в образовании. 2017. 25 сентября. № 5 (97). URL: https://akvobr.ru/v_gosdume_obsudili_edinoe_obrazovatelnoye_prostranstvo.html (дата обращения: 18.08.2021).

Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108–121.

Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные фор- мы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.

Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: Виконт, 2020.

Яковлева Н. Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследо- вания. 2019. Том 45. № 12. С. 104–114. DOI: 10.31857/S013216250007744-1.

Ball S. J. (ed.) Governing by Numbers: Education, governance, and the tyranny of numbers. L.: Routledge, 2018.

Ballantine J. H., F. M. Hammack, J. Stuber. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 8th edition. N.Y.: Routledge, 2017.

Cox W. F. Tyranny through Public Education. Fairfax: Allegiance Press, 2004. DOI: 10.31857/S013216250007744-1.

Girox H. (ed.) Rethinking Higher Education in a Time of Tyranny? // Revista Cientifica RUNAE. 2017. № 02. P. 13–29.

Fitzgerald T. The tyranny of bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. 37 (1). P. 51–65.

Humes W. The “Iron Cage” of Educational Bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2021. 09 March. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129.

Levinson D. L. et al. (eds) Education and Sociology: An Encyclopedia. N.Y.: Routledge Falmer, 2002.

Lumby J. Distributed leadership and bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2017. 47 (1). P. 5–19.

Saha J. L. International Encyclopedia of the Sociology of Education. Oxford: Pergamon, 1997.

Wilson S., Adshead G. The Tyranny of the Bureaucrats // Philosophy, Psychiatry, & Psychology. 2008. 15 (1). P. 57–67.

Содержание номера № 2, 2022