Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности)

Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности)


Бальчиндоржиева О. Б.

доктор философских наук, доцент, кафедра философии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия. baoyu2008@yandex.ru

Золхоева М. В.

доктор философских наук, заведующая кафедрой философии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия. badmaeva_maria@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250016858-6
ID статьи на сайте журнала: 9040


Ссылка при цитировании:

Бальчиндоржиева О. Б., Золхоева М. В. Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 90-97.
DOI 10.31857/S013216250016858-6



Аннотация

Влияние процессов глобализации и цифровизации на различные стороны жизни социума, его культурное богатство и разнообразие не раз становилось предметом научных статей, диссертаций, монографий. Представленная работа – реплика в дискуссии о возможности сохранения культурной идентичности в условиях современной экспансии цифровой культуры. Рассматривается успешный в этом отношении опыт Китая. Успех опыта этой страны обосновывается архетипическими структурами китайской культуры. Делается вывод, что единство традиции и новации как историческая специфика этой культуры сформировалось в ее исходных основаниях и сохраняется до современной эпохи цифровизации. В контексте указанного единства традиции и новации обосновывается адаптационная способность современной китайской культуры, специфически воспринявшей постмодернизм в форме диджимодернизма.


Ключевые слова
китайская культура; постмодернизм; традиция; новация; современность; цифровая культура; диджимодернизм


Список литературы

Абрамов В. А., Абрамова Н. А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного го- сударства» в проекциях глобального развития. М.: Восточная книга, 2014.

Ван Цянь. Мода на все китайское // Китай. 2020. № 5. С. 64–65. Гао Мо. Онлайн-образование // Китай. 2020. № 4. С. 58–59.

Катаева О. В. Цифровизация и виртуализация жизненного мира: оценки и позиции // Интеллект. Ин- новации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 129–136.

Кирби А. Смерть постмодернизма и то, что после // Metamodern. Журнал о метамодернизме; пер. с англ. С. Онасенко. URL: http://metamodernizm.ru/the-death-of-postmodernism (дата обращения: 15.03.2020).

Ли Ваньли. Влияние древнекитайской философской мысли на современную жизнь в Китае: социаль- но-философский дискурс. Дис. … к. филос. н. Чита, 2020.

Миронов В. В. Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1. С. 4–24.

Ни Цзяоцзяо. Феномен культурного бренда в современной китайской культуре. Дис. ... к. филос. н. Чита, 2019.

Носкова В. Б. Философия чайной церемонии // Дискурс Пи. 2010. № 1–2. С. 68–72.

Павлов А. В. Образы современности в XXI веке: диджимодернизм: рецензия на книгу Алана Кирби // Фи- лософия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II. № 2. С. 197–212.

Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: Каро, 2017.

Сюй Хунбо. Особенности китайского национального характера (часть 2) // Молодой ученый. 2011. № 3 (26). Т. 2. С. 190–191.

Ху Янли. Специфика глобализационных процессов в культуре Китая. Дис. ... к. культур. Владивосток, 2016. 崔丁尹;杨雪;顾艳文. 文化产业品牌的特征和价值分析 // 科技经济市场. 2016. № 7. P. 81–85. (На кит. яз.)

Bauer W. The China and the Hoping for Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New York: The Seabury Press, 1973.

McDermott J. Those people we tried to cancel? They All Hang Out Together // NYTIMES. 2019. November. URL: https://www.nytimes.com/2019/11/02/style/what-is-cancel-culture.html (дата обращения: 13.09. 2021).

Wang Yilei, Feng Dezheng. History, modernity, and city branding in China: a multimodal critical discourse analysis of Xi’an’s promotional videos on social media // Social Semiotics. 2021. Vol. 1. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10350330.2020.1870405 (accessеd 17.03.2020).

Содержание номера № 3, 2022