Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов

Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов


Щекотуров А. В.

кандидат социологических наук, заведующий социологической лабораторией Балтийского федерального университета им. И. Канта, Калининград, Россия ASHCHekoturov@kantiana.ru

DOI: 10.31857/S013216250016979-9
ID статьи на сайте журнала: 9164


Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-411-390001, и Правительства Калининградской области


Ссылка при цитировании:

Щекотуров А. В. Имидж Калининградской области в нарративах мигрантов // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 43-54.
DOI 10.31857/S013216250016979-9



Аннотация

Имидж региона – предмет интердисциплинарного исследования. Как на международном уровне анализа, так и в отечественных работах в данной области присутствуют концептуально противоречивые подходы и потребность в социологическом сопровождении результатов. Статья преследует цель продемонстрировать теоретико-методологическую ценность и эмпирический потенциал изучения имиджа региона как результата взаимосвязи медийных образов и социальных суждений. Объект исследования – информационное пространство, создаваемое российскими СМИ в отношении Калининградской области. Предмет исследования – воспроизводство медиаобразов Калининградской области в представлениях о регионе социальных групп иммигрантов и эмигрантов. Методы исследования: контент-анализ публикаций СМИ и глубинные интервью. Посредством платформы «Медиалогия» была выгружена генеральная совокупность сообщений российских СМИ о Калининградской области за 2014–2020 гг. (N = 7000), выборочная совокупность составила 2577 публикаций. Глубинные интервью с иммигрантами (N = 45) и эмигрантами (N = 15) проанализированы в программе Atlas.ti. Описана структура информационного поля Калининградской области. Установлено, что в группе иммигрантов доминирует имидж Калининградской области как туристически привлекательного региона международного сотрудничества. Имидж туристически привлекательного региона с развивающейся инфраструктурой преобладает в группе эмигрантов. Под имиджем региона мы предлагаем понимать систему конституирования и воспроизводства представлений и социальных практик (отношений), зависимую от типа используемых ресурсов (информационных источников) и социальной группы акторов (целевой аудитории).


Ключевые слова
имидж региона; социальные представления; образ; СМИ; мигрант; Калининградская область

Содержание номера № 6, 2022