К классификации профессий:
социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа)
Тощенко Ж. Т.
Доктор философских наук,научный руководитель социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета; главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия zhantosch@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 9166
Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-0001).
Тощенко Ж. Т. К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа) // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 66-76.
DOI 10.31857/S013216250019104-7
В статье предлагается теоретический и методологический анализ, который еще мало применяется в социологических исследованиях, посвященных различным формам и видам профессиональной деятельности. Этот анализ не совпадает с официально существующей классификацией, включающей в себя и характеризующей около 7 тысяч профессий, которые официально учитываются «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)». В основе предлагаемого подхода – классификация профессий на основе социотехнологического их измерения, которая предполагает использование таких индикаторов, как предмет труда, содержание и характер труда, условия, средства и способы его реализации, учет влияния внешней среды и оценка достигнутых показателей. Исходя из этого подхода, с учетом классификации Е.А. Климова дается характеристика четырех укрупненных групп профессий: человек – техника, человек – природа, человек – человек, человек – творчество. Такой подход позволяет более глубоко описать смысл профессии, выявить ее сущность и качество, обогатить представления о потенциале каждой из них. И что особенно важно – позволит по каждой из этих групп профессий, с опорой на общие и особенные их характеристики, более предметно определить реальные возможности решения таких важных социально-экономических задач технологического развития, как рост производительности труда, рационализация занятости, повышение эффективности производства, раскрытие творческого потенциала работника.