Медиатизированное православие:
миссия в Китае
Островская Е. А.
Доктор социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры теории и истории социологии, Санкт-Петербург, Россия (e.ostrovskaya@spbu.ru) e.ostrovskaya@spbu.ru
Бадмацыренов Т. Б.
доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия batorovitch@mail.ru
Васильева С. В.
доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения и теологии, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия sv_vasilieva@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 9539
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 21-011-44156
Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б., Васильева С. В. Медиатизированное православие: миссия в Китае // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 66-79.
DOI 10.31857/S013216250022669-8
В статье представлены результаты эмпирического исследования современных коммуникативных практик православной миссии в Китае с позиций социоконструктивистского подхода к трактовке медиатизации и порождаемых ею коммуникативных фигураций. Фигурация православной миссии в Китае – это многообразные транслокальные переплетения разных категорий акторов, практик и медиа. На микроуровне локальных фигураций православная миссия в разных городах КНР, Гонконга и Тайваня представлена констелляцией акторов, включающей конкретного священника и прихожан. Миссия определяется как чуждая прозелитизму, но нацеленная на индивидуальный диалог с человеком в духовном поиске. Православная миссия использует Интернет и новые медиатехнологии для создания собственной медианиши со своим репертуаром доктринальной и богослужебной литературы, языком религиозного обращения, доступным для потенциального или актуального верующего. Данный кейс интересен в разрезе изучения самой возможности православной миссии в обществах религиозного плюрализма, но вместе с тем и глубоко секуляризированных, коммерционализированных и индивидуализированных.
Афонина Л.А. Положение о религиозной деятельности 2018 года в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 5. С. 138–154.
Горбачев Б.Н., Манакова Т.Б. Возрождение святыни. Успенский храм на территории российского посольства в Пекине. М.: Вост. лит-ра, 2013.
Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: НОФМО, 2007. Косых А.Н., диак. Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 3. С. 136–141.
Косых А.Н., диак. Христианские церкви в Китае с 1978 по 2018 г.: сравнительный анализ. Автореф. дис. … канд. богосл. наук. М.: ОЦАД, 2019.
Ли Иннань. Миссионерская деятельность РПЦ в Китае – исторические уроки // Вестник культурологии. 2019. № 2. С. 194–207.
Ломанов А.В. Адаптация и китаизация: современная религиозная политика руководства КПК // Международная аналитика. 2021. Т. 12. № 4. С. 88–105.
Лукин А.В. Статус Китайской автономной православной церкви и перспективы православия в Китае // Аналитические доклады. 2013. Вып. 4 (39).
Лян Чжэ. Православие в контексте современных российско-китайских отношений: взгляды китайских ученых // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2015. № 1. С. 79–87.
Поздняев Д., прот. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу. Владивосток: Приморский благовест, 2006.
Couldry N., Hepp A. Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2017.
Hepp A. Deep Mediatization. New York: Routledge, 2020.
Hepp A., Hasebrink U. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Communication / Ed. by K. Lundby. Berlin/Boston: De Gruyter, 2014. P. 249–271.
Hepp A., Hasebrink U. Researching Transforming Communications in Times of Deep Mediatization: A Figurational Approach // Communicative Figurations: Transforming Communications in Times of Deep Mediatization / Ed. by A. Hepp, A. Breiter, U. Hasebrink. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. P. 23–24.