Три измерения взрослости в XXI веке:
ответственность, свобода и забота
Андреева А. С.
стажер-исследователь Центра молодежных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург as.andreeva@hse.ru
ID статьи на сайте журнала: 9693
Статья подготовлена в рамках проекта «Взросление российской молодежи в XXI веке: поколенческий анализ» ЦМИ НИУ ВШЭ СПб в 2020–2022 гг. при поддержке НИУ «Высшая школа экономики».
Андреева А. С. Три измерения взрослости в XXI веке: ответственность, свобода и забота // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 105-116.
DOI 10.31857/S013216250023698-0
В фокусе статьи специфика перехода к взрослости современной российской молодежи. Транзиция во взрослость как теоретической конструкт активно обсуждается, однако специфика взросления российской молодежи остается недостаточно изученной. В статье уделяется внимание индивидуальному и коллективному аспекту взросления. На основе глубинных полуструктурированных интервью с 30 жителями Санкт-Петербурга от 18 до 43 лет демонстрируются ключевые субъективизированные маркеры взросления при конструировании молодежью образа взрослого. Выделенные на материалах эмпирического исследования категории свободы, ответственности и заботы и их конфигурации в традиционном и альтернативном образах взрослости представляют интерес для понимания специфики эмоционально насыщенного процесса взросления современной российской молодежи.
Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324–343. [Andrianova E., Tarasova A., Pecherkina I. (2018) Motivation and labor values of youth: development paradoxes. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3: 324–343. (In Russ.)]
Кученкова А.В. Вторичная занятость в контексте процессов прекаризации на российском рынке труда // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 73–83. [Kuchenkova A. (2019) Secondary employment in the context of precarization on the Russian labor market. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 73–83. (In Russ.)]
Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 53–82. [Mitrofanova E. (2019) Models of transition to adulthood of different Russian generations. Demograficheskoe obozrenie [Demographic Review]. Vol. 6. No. 4: 53–82. (In Russ.)]
Нартова Н.А., Фатехов А.М. Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма? // Мониторинг общественного мнения. 2021. № 4. С. 319–344. [Nartova N., Fatekhov A. (2021) The Transition into Adulthood of Russian Millennials: On the Way from Getting an Education to Gaining Responsibility and Losing Optimism? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4: 319–344. (In Russ.)]
Павленко Е.С., Якубовская А.А. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No. 3. С. 376–390. [Pavlenko E., Jakubovskaja A. (2020) Interpretations of Adulthood and Formation of Educational Trajectories. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3: 376–390. (In Russ.)]
Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. [Radaev V. (2019) Millenials: How Russian society is changing. Moscow: Higher School of Economics Publishing House. (In Russ.)]
Тощенко Ж.Т. Феномен прекариата: теоретические и методологические основания исследования // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 51–63. [Toshhenko Zh. (2019) The precariat phenomenon: theoretical and methodological premises of its study. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 9: 51–63. (In Russ.)]
Шевченко И.О., Шевченко П.В. От прекаризации занятости – к прекаризации жизни? // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 63–75. [Shevchenko I., Shevchenko P. (2022) From employment precarization to life precarization? Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 63–75. (In Russ.)]
Arnett J.J. (2004) Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York: Oxford University Press.
Brown P., Lauder H., Ashton D. (2011) The Global Auction: The Broken Promises of Education, Jobs and Incomes. New York: Oxford University Press.
Côté J.E. (2014) The Dangerous Myth of Emerging Adulthood: An Evidence-Based Critique of a Flawed Developmental Theory. Applied Developmental Science. Vol. 18. Is. 4 (October): 177–188.
Dwyer P., Wyn J. (2001) Youth, Education and Risk: Facing the Future. London: Routledge/Falmer.
Kravchenko Zh. (2015) Transition into Adulthood and Inequalities: The Institutional Perspective. The Journal of Social Policy Studies. Vol. 13. No. 2: 303–316.
Settersten R.A. Jr., Ottusch T.M., Schneider B. (2015) Becoming Adult: Meanings of Markers to Adulthood. Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary, Searchable, and Linkable Resource. Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons: 1–16.
Silva J.M. (2012) Constructing Adulthood in an Age of Uncertainty. American Sociological Review. Vol. 77. No. 4 (June): 505–522.
Woodman D., Bennett A. (2015) Cultures, transitions and generations: The case for a new youth studies. Youth cultures, transitions and generations: Bridging the gap in youth research. London: Palgrave: 1–15.
Wyn J., Woodman D. (2006) Generations, Youth and Social Change in Australia. Journal of Youth Studies. Vol. 9. No. 5: 495–514.