Типологические группы первокурсников по образовательным стратегиям в условиях индивидуальных траекторий обучения
Гаврилюк Т. В.
Кандидат социологических наук,руководитель Центра образовательной аналитики, ведущий научный сотрудник,Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. tv_gavrilyuk@mail.ru
Бочаров В. Ю.
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королёва, Самара, Россия; ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия; аналитик Центра образовательной аналитики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. v.y.bocharov@utmn.ru
Погодаева Т. В.
Кандидат экономических наук,советник ректора, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. t.v.pogodaeva@utmn.ru
ID статьи на сайте журнала: 9843
Гаврилюк Т. В., Бочаров В. Ю., Погодаева Т. В. Типологические группы первокурсников по образовательным стратегиям в условиях индивидуальных траекторий обучения // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 93-104.
DOI 10.31857/S013216250028535-1
Статья посвящена типологическому анализу студентов-первокурсников по характеру образовательных стратегий в условиях экспериментального обучения по индивидуальным образовательным траекториям, апробируемого в Тюменском государственном университете. Используя эвристический потенциал типологического подхода применительно к данным массового анкетного опроса студентов-первокурсников, были выделены две части типообразующих признаков и сформированы соответствующие эмпирические индикаторы. С помощью методов факторного и кластерного анализа было выявлено три модальных типологических группы первокурсников, каждой из которых присуща собственная образовательная стратегия в вузе. Делаются выводы о целесообразности построения подобной типологии именно в начале образовательной траектории студента, так как это даёт возможность для принятия своевременных управленческих решений по развитию желательных и коррекции нежелательных для вуза и рынка труда образовательных стратегий.
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 64–80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80.
Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007.
Васенина И.В., Липатова М.Е., Сушко В.А. Профессиональные и образовательные стратегии современных абитуриентов // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2019. № 25(4). С. 102–123. DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-4-102-123.
Гаврилюк В.В. Образование и профессиональный выбор рабочей молодежи // Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса. М.: Флинта, 2020. С. 201–235.
Гасанова Р.Р. Разработка и осуществление персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 125–135. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-21.
Дробышева Е.Э. Образовательные стратегии эпохи креативности // Культура и образование. 2018. № 4(31). С. 5–12.
Куликова О.В., Сиухина Е.А., Тимофеева Л.В. Разработка образовательных траекторий спортсменов в рамках реализации компетентностного подхода и внедрения образовательных стандартов высшего образования // Управление в XXI веке: сб. ст. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2016. С. 31–33.
Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99–148. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148.
Мартынова Е.А. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6–1. С. 156–160. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.041.
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М.: ЦСПиМ, 2015.
Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. М.: ВШЭ, 2007.
Терентьев К.Ю. Образовательные стратегии российской молодежи: к построению типологии // Вестник СПбГУ. Социология. 2016. № 2. С. 17–27. DOI: 10.21638/11701/spbu12.2016.202.
Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура / Отв. ред. Г.Г. Татарова, А.В. Кученкова. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
Фурсов К.С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 222–241.
Barg K. Educational Choice and Cultural Capital: Examining Social Stratification within an Institutionalized Dialogue between Family and School // Sociology. 2015. No. 49(6). P. 1113–1132. DOI: 10.1177/0038038514562854.
Endres T., Leber J., Böttger C. et al. Improving Lifelong Learning by Fostering Students’ Learning Strategies at University // Psychology Learning & Teaching. 2021. No. 20(1). P. 144–160. DOI: 10.1177/1475725720952025.
Hindhede A.L. Medical students’ educational strategies in an environment of prestige hierarchies of specialties and diseases // British Journal of Sociology of Education. 2020. Vol. 41. Iss. 3. P. 315–330. DOI: 10.1080/01425692.2019.1703645.
Jackson P.B., Berkowitz A. The structure of the life course: gender and racioethnic variations in the occurrence and sequencing of role transitions // Advances in Life Course Research. 2005. Vol. 9. Special Issue: The Structure of the Life Course: Standardized? Individualized? Differentiated? P. 55–90.
Lane M. Explaining Educational Choice // Sociology. 1972. No. 6(2). P. 255–266. DOI: 10.1177/003803857200600206.
Pitzalis M., Porcu M. Cultural capital and educational strategies. Shaping boundaries between groups of students with homologous cultural behaviours // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol. 38. Iss. 7. P. 956–974. DOI: 10.1080/01425692.2016.1205968.
Pogosyan M.A. Development of individual learning paths system in engineering education // 2020 IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). P. 1–8. DOI: 10.1109/fie44824.2020.9274140.
Salinas J., Benito B. Construction of personalized learning pathways through mixed methods // Comunicar. 2020. Vol. 28. No. 65. P. 31–41. DOI: 10.3916/C65-2020-03.
Schaffer E.C., Stringfield S., Reynolds D., Schaffer J. Opportunity and Justice: Building a Valuable and Sustainable Educational Experience for Disenfranchised and Disengaged Youth // Power and Education. 2013. No. 5(1). P. 52–63. DOI: 10.2304/power.2013.5.1.52.
Tsatsaroni A., Sarakinioti A. Thinking flexibility, rethinking boundaries: Students’ educational choices in contemporary societies // European Educational Research Journal. 2018. No. 17(4). P. 507–527. DOI: 10.1177/1474904117744697.
Varjo J., Kalalahti M., Jahnukainen M. The reasoning behind the envisioned educational trajectories of young people from Finnish and immigrant origins // Education Inquiry. 2020. Vol. 11. Iss. 4: Transitions and career learning: youth and governance perspectives. P. 360–378. DOI: 10.1080/20004508.2020.1716552.
van de Werfhorst, Herman G., Andersen R. Social Background, Credential Inflation and Educational Strategies // Acta Sociologica. 2005. Vol. 48, No. 4. P. 321–340.
Wong B., Chiu Y.-Li.T. Swallow your pride and fear’: the educational strategies of high-achieving nontraditional university students // British Journal of Sociology of Education. 2019. Vol. 40. Iss. 7. P. 868–882. DOI: 10.1080/01425692.2019.1604209.