Межпоколенческие различия навыков россиян в контексте динамичности человеческого капитала

Межпоколенческие различия навыков россиян в контексте динамичности человеческого капитала


Попов Д. С.

Кандидат социологических наук,ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН Москва, Россия. dmtrppv@gmail.com

Стрельникова А. В.

Кандидат социологических наук,доцент факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики»; старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН Москва, Россия. astrelnikova@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162524010099
ID статьи на сайте журнала: 9918


Ссылка при цитировании:

Попов Д. С., Стрельникова А. В. Межпоколенческие различия навыков россиян в контексте динамичности человеческого капитала // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 97-108.
DOI 10.31857/S0132162524010099



Аннотация

В социальных науках принято основывать измерение человеческого капитала на количестве лет, потраченных людьми на свое образование. Авторы полемизируют с этим классическим подходом. На данных первой волны (2013) Программы международной оценки компетентности взрослых (PIAAC) показано, что глубокая социально-экономическая трансформация, произошедшая в России на рубеже XX–XXI вв., серьезно повлияла на измеренные в PIAAC навыки (компетенции) россиян, тогда как среднее время, потраченное на получение образования, в кризисные, до- и посткризисные периоды оставалось примерно одинаковым. В результате средний уровень измеренных навыков у отдельных поколений в нашей стране и в странах ОЭСР серьезно отличается, а межпоколенческое изменение навыков в российском обществе происходит в отрыве от характеристик формального образования. Предлагается взглянуть на институт и процесс образования как на историчные, связанные с историческими событиями и несущие отпечаток этих событий.


Ключевые слова
человеческий капитал; межпоколенные различия; оценка компетентности взрослых; отдача от образования; навыки взрослых; сравнение России и стран ОЭСР; PIAAC


Список литературы

Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности. Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23. № 2. С. 185–237.

Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть I // Вопросы экономики. 2013a. № 1. С. 27–47.

Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? Часть II // Вопросы экономики. 2013b. № 2. С. 24–46.

Капелюшников Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 4. С. 46–54.

Кузьмина Ю.В., Попов Д.С. Функциональная грамотность взрослых и их включенность в общество в России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 48–57.

Попов Д.С., Стрельникова А.В. Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. 2017. № 15 (2). С. 267–280.

Björklund A., Salvanes K.G. Education and family background: mechanism and policies // Handbook of the Economics of Education / Ed. by E.A. Hanushek, S. Machin, L. Woessman. North-Holland, Amsterdam, 2011. P. 201–247.

Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

Desjardins R., Warnke A. Ageing and skills: a review and analysis of skill gain and skill loss over the lifespan and over time // OECD Education Working Paper. No. 72. Paris: OECD Publishing, 2012. P. 3–83.

Diewald M., Mayer K.U. The sociology of the life course and life span psychology: Integrated paradigm or complementing pathways // Advances in Life Course Research. 2009. No. 14. P. 5–14.

Education at a Glance 2017: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2017.

Egert B., de la Maisonneuve C., Turner D. A new macroeconomic measure of human capital exploiting PISA and PIAAC: Linking education policies to productivity // OECD Economics Department Working Papers. 2022. No. 1709.

Gimpelson V.E. Does the Russian Economy Need Human Capital? Ten Doubts // Russian Education & Society. 2016. Vol. 58. No. 11. P. 696–717.

Goldin C. Human Capital // Handbook of Cliometrics 2nd ed. / Eds. C. Diebolt, M. Haupert. Springer International Publishing, 2019. P. 147–177.

Grange L. Human capital, (human) capabilities and higher education // South African Journal of Higher Education. 2011. No. 25(6). Р. 1039–1046.

Green D.A., Riddell W.C. Ageing and literacy skills: evidence from Canada, Norway and the United States // Labour Economics. 2013. No. 22. P. 16–29.

Grip A.D., van Loo J. The economics of skills obsolescence: a review // The Economics of Skills Obsolescence: Theoretical Innovations and Empirical Applications / Ed. by A.D. Grip, J.V. Loo, K. Mayhew. Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2002. P. 1–26.

Hanushek E.A. Assessing the effects of school resources on student performance: an update // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1997. No. 19(2). P. 141–164.

Hanushek E.A. Conceptual and empirical issues in the estimation of educational production functions // Journal of Human Resources. 1979. No.14(3). P. 351–388.

Hanushek E.A., Schwerdt G., Wiederhold S., Woessmann L. Returns to skills around the world: Evidence from PIAAC // European Economic Review. 2015. No. 73(C). P. 103–130.

Hanushek E.A., Woessmann L. The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. Cambridge: MIT Press, 2015.

Hertzog C., Kramer A. F., Wilson R. S., Lindenberger U. Enrichment effects on adult cognitive development // Psychological Science in the Public Interest. 2009. No. 9(1). P. 1–65.

Mazzona F. The long-lasting effects of family background: a European cross-country comparison // Economics of Education Review. 2014. No. 40. P. 25–42.

Nureev R.M. Human Capital and Its Development in Present-Day Russia // Russian Education and Society. 2010. Vol. 52. No. 3. P. 3–29.

OECD. Literacy in the Information Age: Final Report of the International Literacy Study. Paris and Ottawa: OECD and Statistics Canada, 2000.

OECD. Literacy, Economy and Society: Results of the first International Adult Literacy Survey. Paris and Ottawa: OECD and Statistics Canada, 1995.

OECD. OECD Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills, Paris: OECD Publishing, 2013.

OECD. Technical report of the Survey of Adult Skills (PIAAC) (2nd ed.). Paris: OECD Publishing, 2016.

Reder S. The development of adult literacy and numeracy in adult life // Tracking adult literacy and numeracy skills: findings from longitudinal research / Eds. S. Reder, J. Bynner. N. Y.: Routledge, 2009.

Reiter C. et al. The Demography of Skills-Adjusted Human Capital // IIASA Working Paper. 2020. No. 20-006.

Sabirianova K. The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia // Journal of Comparative Economics. 2002. No. 30. P. 191–217.

Sen A. Well-Being, Agency and Freedom: The Dewey Lectures 1984 // The Journal of Philosophy. 1985. Vol. 82(4): 169–221.

UNDP (United Nations Development Programme). Human Development Report 1990: Concept and Measurement of Human Development. N. Y., 1990.

Woessmann L. Specifying human capital // Journal of Economic Surveys. 2013. No. 17 (3). P. 239–270.

Содержание номера № 1, 2024