Статусные позиции и научный капитал ученых в российской наукe
Носкова А. В.
Доктор социологических наук, и. о. зав. кафедрой социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия a.noskova@inno.mgimo.ru
Голоухова Д. В.
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия. d.v.goloukhova@inno.mgimo.ru
Кузьмина Е. И.
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии МГИМО МИД России, Москва, Россия. e.kuzmina@inno.mgimo.ru
ID статьи на сайте журнала: 9957
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования РФ (Соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-327 от 22.04.2022).
Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Статусные позиции и научный капитал ученых в российской наукe // Социологические исследования. 2024. № 2. С. 88-99.
DOI 10.31857/S0132162524010087
Исследуется распределение научного капитала и статусных позиций ученых в российской науке. Проблема неравенств в научной среде особо актуальна в новых условиях накопления научного капитала в связи с требованиями к открытости научных исследований и с широким использованием социальных научных сетей. Теоретико-методологическая рамка исследования основана на идеях Р. Мертона о дифференцированном накоплении преимуществ в науке и П. Бурдье о характере доминирования в поле науки и значимых в науке формах социального капитала. Приведены результаты онлайн-опроса российских ученых (N = 551), цель которого – выявление зон разрывов и противоречий внутри поля российской науки. На основе интегральных индексов научного статуса выделены три категории ученых с разными научными позициями (высокой, средней и низкой), определены их социально-демографические характеристики. Раскрыто дифференцирующее значение чистого и институционального научного капитала. Выявлены противоречия между формально-статусным доминированием и доминированием в производстве передовой научной информации; формальными характеристиками научного статуса и субъективными, такими как показатели «отдачи» от накопленного научного капитала. Сделано предположение, что устранение выявленных противоречий средствами научной политики может способствовать развитию потенциала российской науки.
Батыгин Г.С. «Эффект Матфея»: накопленное преимущество и распределение статусов в науке // Ведомости прикладной этики. 2001. № 18. С. 161–172.
Бурдье П. Homo academicus. М.: Ин-т Гайдара, 2018.
Бурдье П. Клиническая социология поля науки// Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российскофранцузского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук / Под ред. Н.А.Шматко. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2001. С. 49–95.
Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики/ Пер. с франц.; отв. ред., сост. и послесл. Н.А.Шматко.М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2005. С. 473–517.
Володарская Е.А., Киселева В.В. Неравенство ученых – новая особенность российской науки // Социология науки и технологий. 2011. № 2. С. 52–60.
Гримов О.А. Ученые в научных социальных сетях: коммуникативные практики, профессиональные связи и коллаборации // Науковедческие исследования. 2022. № 1. С. 164–182.
Крейн Д. Социальная структура группы ученых: проверка гипотезы о «невидимом колледже // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976. С. 183–218.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006.
Мертон Р. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS. 1993. № 3. С. 256–276.
Неделевская И.Г. Парадокс эффекта Матфея в науке и его социологическое решение // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2023. № 1. С. 33–39.
Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 159–168.
Прайс Д.Дж. Тенденции в развитии научной коммуникации – прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976. С. 93–109.
Прайс Д.Дж., Бивер Д.Б. Сотрудничество в «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского.М.: Прогресс, 1976. С. 335–350.
Bultitude K. The Why and How of Science Communication// In: Science Communication /Ed. by P. Rosulek. Pilsen: European Commission, 2011. P. 1–18.
Luthans F., Youssef-Morgan C.M. Psychological Capital: An Evidence-Based Positive Approach// Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. No. 4. Р. 339–366.
Merton R. The Matthew Effect in Science // Science. 1968. Vol. 5. No. 159. Р. 56–63.
Rossiter M.W. The Matthew Matilda Effect in Science // Social Studies of Science. 1993. Vol. 23. No. 2. Р. 325–341.