Студенты эпохи цифровых технологий:
жизненные смыслы в реалиях белорусского общества


Гигин В. Ф.

кандидат исторических наук, декан факультета философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь. v.f.gigin@gmail.com

Грищенко Ж. М.

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь. zhanna0607@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250013571-1
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Гигин В. Ф., Грищенко Ж. М. Студенты эпохи цифровых технологий: жизненные смыслы в реалиях белорусского общества // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 110-120.
DOI: 10.31857/S013216250013571-1



Аннотация

В статье предпринята попытка ответа на вопрос, какие жизненные смыслы вкладывает студенческая молодежь эпохи цифровых технологий в традиционные ценности. Исходя из полученных результатов и экспериментальных попыток «раскодировки» доминирующих в современной студенческой среде смысловых запечатлений (импринтингов), делается вывод о формировании нового поколенческого культурологического архетипа студенческой молодежи, который уже сегодня предопределяет направленность преобразований в ментальных трассах молодежи в целом. Этот дисбаланс между традиционно нормативно означаемым и реально означающим, представленном в концепте «жизненных смыслов» современного студенчества, приобретает все более выразительные масштабы. Объективированные в результатах исследования тенденции дают почву для критического переосмысления целого комплекса проблем: от раскола поколений и «пробуксовки» принципа межпоколенческой преемственности до постановки вопроса о началах перекодировки национальной культуры. По мнению авторов, свобода творческой самореализации ограничена возможностями саморегуляции в условиях, заданных «обществом травмы» и вынужденным манипуляционным эффектом.


Ключевые слова
поколение цифровых технологий; ценностная модель; жизненные смыслы; импринтинговый эффект; культурологический архетип; ментальные трассы; социальный перелом; рационализация компетентности

Содержание номера № 1, 2021