И всё-таки оно существует! К 50-летию доклада П. Бурдьё «Общественное мнение не существует»


Вялых Н. А.

кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия sociology4.1@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250013768-7
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Вялых Н. А. И всё-таки оно существует! К 50-летию доклада П. Бурдьё «Общественное мнение не существует» // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 118-126.
DOI: 10.31857/S013216250013768-7



Аннотация

В статье обсуждаются перспективы социологической деятельности в свете 50-летнего юбилея доклада П. Бурдье «Общественное мнение не существует». Ключевая идея состоит в том, что привлечение внимания к методологическим проблемам изучения общественного мнения само по себе является вкладом в коллективный капитал символической власти социологов в России и за рубежом. Научной ревизии подвергаются тезисы французского социолога о тенденциозности, артефактности и политической ангажированности опросов общественного мнения. Основные сложностиконцептуализации данного феномена обусловлены методологической «многоквартирностью» современной социологии и плюрализмом общественно-политической жизни. Научная полемика также связана с принципиальным противостоянием полстеров и ученых-исследователей. Ученые-исследователи рассматривают общественное мнение не только как предмет, но и как метод социологической диагностики социальной реальности. Для полстеров общественное мнение – это скорее результат количественных опросов целевых социальных групп. Несмотря на совершенствование процедур и методов изучения общественного мнения, подчеркивается необходимость перманентного отстаи¬вания научного статуса социологии в контексте российских и мировых теоретических дискуссий и социально-политических реалий.


Ключевые слова
П. Бурдье; общественное мнение; методология; социологическая деятельность; опросы


Список литературы

Аксенова О.В. Практическая социология: трудности концептуализации и спонтанная междисциплинарность // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 13–23. DOI: 10.31857/ S013216250010576-6.

Бабич Н.С. Возможные онтологии общественного мнения // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 3. С. 26–36. DOI: 10.21453/2311-3065-2019-7-3-26-36.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2005.

Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 3. С. 232–242. DOI: 10.31857/S0869587320030068.

Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

Гэллап Дж., Рэй С.Ф. Пульс демократии: Как работают опросы общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 2017.

Докторов Б.З. К 30-летию ВЦИОМ. Кинсбурский А.В. «Общественного мнения нет – общественное мнение есть»: интервью Б.З. Докторову // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 206–216. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.14.

Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: Юрайт, 2020.

Левада Ю.А. Общественное мнение у горизонта столетий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 6(50). С. 8–14.

Левада Ю.А. Сочинения: социологические очерки 1993–2000. М.: Карпов Е.В., 2011.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия; Весь Мир, 1996.

Тощенко Ж.Т. От феномена к ноумену: опыт методологического и методического поиска // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 3–14. DOI: 10.31857/S013216250004582-3.

Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М.: Socio-Logos, 1997.

Шубрт И. Действительно ли опросы общественного мнения изучают общественное мнение? // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 56–62. DOI: 10.31857/S013216250003169-8.

Юдин Г.Б. Общественное мнение, или власть цифр. СПб.: ЕУ в СПб., 2020.

Edgerly S., Thorson K. Political Communication and Public Opinion Innovative Research for the Digital Age // Public Opinion Quarterly. 2020. Vol. 84. Iss. S1. P. 189–194. DOI: 10.1093/poq/nfaa019.

Gauchat G. Politicization of Science in the Public Sphere: A Study of Public Trust in the United States, 1974 to 2010 // American Sociological Review. 2012. Vol. 77. No. 2. P. 167–187. DOI: 10.1177/0003122412438225.

Lubsky A.V., Kolesnykova E.Yu., Lubsky R.A. Mental Programs and Social Behavior Patterns in Russian Society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 16. P. 9549–9559.

McGregor S.C. “Taking the Temperature of the Room”: How Political Campaigns Use Social Media to Understand and Represent public Opinion // Public Opinion Quarterly. 2020. Vol. 84. Iss. S1. P. 236–256. DOI: 10.1093/poq/nfaa012.

Miller P.V. Is There a Future for Surveys? // Public Opinion Quarterly. 2017. Vol. 81. Iss. S1. P. 205–212.

Roca-Cuberes C., Young A. Vox Populi? Trump’s Twitter Page as Public Forum // Social Sciences. 2020. Vol. 9. No. 12. Article no. 226. DOI: 10.3390/socsci9120226.

Содержание номера № 4, 2021