Международные коллаборации вузовской науки:
стимулы и препятствия


Дежина И. Г.

Доктор экономический наук,руководитель Департамента анализа научно-технологического развития, Сколковский институт науки и технологий, ведущий научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Москва, Россия i.dezhina@skoltech.ru

Ключарев Г. А.

Доктор философских наук,руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, социологии, политологии имени Г.С. Арефьевой Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», Москва, Россия. Kliucharev@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250014592-4
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 34-45.
DOI: 10.31857/S013216250014592-4



Аннотация

Анализируются модели взаимодействия российской вузовской науки и мировой науки. Изучено и оценено соотношение между различными формами международных научных коллабораций (совместные исследовательские проекты, участие в международных конференциях и академических обменах, стажировки) в современных социально-политических условиях. Проведен анализ стимулов, а также факторов, препятствующих развитию международного научного сотрудничества. На данных опроса 223 экспертов (проректора по научной работе и международным связям, руководители крупных международных проектов) из 112 вузов показано, что в вузовской науке международная кооперация существенно диверсифицирована по типам работ и странам сотрудничества, находясь в русле сложившейся в России межстрановой кооперации. Приоритетом сотрудничества остаются традиционные и «легкие» формы кооперации (совместные статьи, участие в конференциях, взаимные визиты), при малой включенности в проекты, связанные с коммерциализацией результатов исследований.


Ключевые слова
наука; университеты; вузы; международное сотрудничество; формы научной кооперации; стимулы и препятствия


Список литературы

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСИ, 2014.

Дежина И.Г. Трансформационные исследования: новый приоритет государств после пандемии. М.: Ин-т Гайдара, 2020.

Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российские Концепции международного научно-технического сотрудничества: смена драйверов развития // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 4. С. 51–68.

Дежина И.Г., Кузнецов Е.Н., Коробков А.В., Васильев Н.В. Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы, перспективы. М.: РСМД, 2015.

Душина С.А., Ащеулова Н.А. Международные лаборатории: шанс сохранить науку в России (по материалам интервью с инсайдерами) // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 119–138.

Земнухова Л.В. “Мегагранты”: как управляются международные лаборатории // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2017. № 3 (33). С. 114–125.

Инглхарт Р., Карабчук Т.С., Моисеев С.П., Никитина М.В. Международные научно-исследовательские лаборатории в России: субъективная и объективная оценка результативности // Форсайт. 2013. № 4. С. 44–59.

Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018.

Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект “5–100”: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100–116.

Коцемир М.Н. Динамика российской и мировой науки сквозь призму международных публикаций // Форсайт. 2012. Том 6. № 1. С. 38–58.

Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Знание иностранных языков российскими учеными // Наука. Технологии. Инновации. Экспресс-информация. М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 24.10.2018. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/226629690 (дата обращения: 31.03.21).

Abramo G., D’Angelo C.A., Solazzi M. Are researchers that collaborate more at the international level top performers? An investigation on the Italian university system // Journal of Informetrics. 2011. No. 5(1). P. 204–213.

Abramo G., D’Angelo C.A., Di Costa F. The collaboration behavior of top scientists // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 215–232.

Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911–1929.

Bozeman B., Youtie J., Slade C.P., Gaughan M. The “dark side” of academic research collaborations: Case studies in exploitation, bullying and unethical behavior. Paper prepared for the Annual Meeting of the Society for Social Studies of Science (4S). October 17–20, 2012. Copenhagen Business School: Frederiksberg, Denmark.

Dezhina I.G. Russian-French scientific collaboration: Approaches and mutual attitudes // Sociology of Science and Technology. 2018. Vol. 9. No. 1. P. 101–115.

Glänzel W., Schubert A. Analyzing scientific networks through co-authorship // Handbook of Quantitative Science and Technology Research / Eds. H.F. Moed, W. Glänzel, U. Schmoch. Springer, Dordrecht, 2004. P. 257–276.

Laudel G. What do we measure by co-authorships? // Research Evaluation. 2002. No. 11(1). P. 3–15.

Matthews K.R.W., Yang E., Lewis S.W., Vaidyanathan B.R., Gorman M. International scientific collaborative activities and barriers to them in eight societies // Accountability in Research. 2020. Vol. 27. No. 8. P. 477–495.

Matveeva N., Ferligoj A. Scientific collaboration in Russian universities before and after the excellence initiative Project 5–100 // Scientometrics. 2020. No. 124. P. 2383–2407.

Sher G. From Pugwash to Putin. A critical history of US-Soviet Scientific Cooperation. Indiana University Press, 2019.

Shore B., Cross B. Exploring the role of national culture in the management of large-scale international science projects // International Journal of Project Management. 2005. No. 23. P. 55–64.

Sugimoto C.R., Robinson-Garcia N., Murray D.S., Yegros-Yegros A., Costas R., Larivière V. Scientists Have the Most Impact When They’re Free to Move // Nature. 2017. No. 550. P. 29–31.

Wagner C.S. The Collaborative Era in Science: Governing the Network. Cham, CH: Palgrave Macmillan, 2018.

Wilson C.S., Markusova V. Changes in the scientific output of Russia from 1980 to 2000, as reflected in the International Science Citation Index (WoS), in relation to national politico-economic changes // Scientometrics. 2004. No. 59 (3). P. 345–389.

Кatz J.S., Martin B. What is Research Collaboration? // Research Policy. 1997. No. 26(1). P. 1–18

Содержание номера № 6, 2021