Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии

Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии


Симонян Р. Х.

доктор социологических наук, главный научный сотрудник Центра европейских исследований Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Москва, Россия sim@isras.ru

DOI: 10.31857/S013216250016655-3
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта № 1921-01-01 «Социокультурный феномен приграничья на постсоветском пространстве: массовое сознание, этнокультурные и конфессиональные идентичности, социальные практики».


Ссылка при цитировании:

Симонян Р. Х. Студенты приграничных регионов России и Казахстана о проблемах добрососедства в условиях сближения Европы и Азии // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 114-122.
DOI 10.31857/S013216250016655-3



Аннотация

Межцивилизационное взаимодействие, основной ареной которого сегодня является евроазиатский континент, представляет одну из фундаментальных проблем обществоведения. Особый интерес вызывают приграничные зоны, где оно непосредственно осуществляется. В статье рассматривается российско-казахстанское приграничье – пространство многовекового культурного диалога различных цивилизаций, которое сегодня недостаточно изучено, что прежде всего относится к его социальному аспекту. Востребованность знания о российско-казахстанском приграничье актуализируется в связи с ростом значения Азии для России. Автор рассматривает границу между странами не столько как государственно-правовой институт с материальной инфраструктурой, необходимой для обеспечения национальной безопасности и взаимодействия с соседними государствами, сколько как сознание и деятельность людей, обеспечивающих выполнение этих функций. Развитие межгосударственных отношений накладывает особую ответственность по выполнению задач приграничья на молодёжь как наиболее активную и перспективную часть населения. Приводятся результаты компаративного исследования регионального сознания выпускников университетов двух стран, выявлены сходства и различия восприятий, представлений, оценок, ориентаций и установок, что подтверждает тесную взаимосвязь и близость мировосприятия студентов приграничных регионов России и Казахстана.


Ключевые слова
российско-казахстанское приграничье; социокультурная диффузия; студенческая молодёжь; региональные особенности массового сознания


Список литературы

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.

Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2010.

Бийжанова Э.К. Российско-казахстанское приграничье: социологический анализ // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6. С. 224–231.

Кочегарова Т.М. Запад и Восток: сравнительный анализ приграничного взаимодействия с соседними государствами // Горизонты экономики. 2015. № 3. С. 33–41.

Симонян Р.Х., Слуцкин Л.Н. Сравнительный анализ массового сознания студенческой молодежи российско-европейского и российско-китайского приграничья: опыт математического моделирования // Балтийский регион. 2020. № 2. С. 40–53.

Contessi N. Central Eurasia and New Great Game: Players Moves, Outcomes and Scholarship // Asian Security. 2015. No. 9. P. 27–34.

Kissinger H. (2010) On China. N.Y.: Penguin.

Содержание номера № 5, 2022